«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Инна Веселова

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

  • Веселова И.С. К юбилею Александра Федоровича Белоусова // Антропологический форум. N 51. 2021. С. 239 – 245.
  • Veselova I. Folk Oral Personal Experience Stories: Communicative Conventions and Narrative Strategies //  Quaestiones Oralitatis. V. 2020. P. 31 – 50.
  • Veselova I. Feigned weakness, false happiness, pretended submission and other tricks of the heroines of the  Russian epos // Studia Religiologica 53 (3) 2020, P. 219 – 232. ISSN (печатное издание): 0137-2432.
  • Веселова И.С. Вспомнить все. О ритуалах бедствия // Татарстан. URL: http://protatarstan.ru/inna-veselova-vspomnit-vse-i-pobedit/ Дата обращения 27.11.2020.
  • Веселова И.С. Концепция аномии в контексте обрядов бедствия // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки. СПб: Пропповский центр, 2020. С. 153 – 161.
  • Веселова И.С. Из чего состоят ритуалы бедствия? Сообщество страдания, границы опасного, новые категории и классификации //  Ритуалы бедствия. Антропологические очерки. СПб: Пропповский центр, 2020. С. 48 – 71.
  • Веселова И.С. Этические основания сюжетосложения: «тактики слабых» и «тактики сильных» в современных русских сказках // Сказка в фольклоре, литературе и искусстве: традиционное и новое. М.: ГИИ, 2020. С. 20 – 35.
  • Veselova I. Transforming Reality: Personal Names in Ritual Speech. The Vinogradie or “Song of Praise” from the Russian North // Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life / Éva Pócs (ed.) STUDIA MYTHOLOGICA SLAVICA – SUPPLEMENTA Supplementum 15. Ljubljana. 2019. PP. 269 – 280. 
  • Веселова И.С. (в соавторстве с А.В. Степановым). Опыт по ролям: перципиент, конфидент и другие (коммуникативные основы композиции мифологических нарративов Русского Севера) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение, языкознание, культурология. 2019. № 4. СС. 10 – 24.
  • Веселова И. С. «Дельная кильчан братьев Андреевых», или дискурсы и практики деления поровну у крестьян Русского Севера // Кунсткамера.  2019. № 1 (3). С. 94 – 103.
  • Веселова И.С., Степанов А.В. Опыт по ролям: видевший, рассказавший, узнавший//Демонология как семиотическая система. Материалы V международной научной конференции. Москва, РГГУ, 24–26 мая 2018 г. / Сост. и ред. О.Б. Христофорова, Д.И. Антонов. М., 2018. – 196 с. С. 33 - 36.
  • Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность / Коллективная монография. СПб.: Пропповский центр, 2017.
  • Веселова И.С. Этос хозяина: геометрический орнамент как таблица справедливого деления // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 93 – 116.
  • Веселова И.С. Паттерны согласованной реальности: полихромное вязание // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017.С. 195 – 228.
  • Веселова И.С., Петрова Л.Ф. Народная колористика. Пестрое, яркое и нарядное // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 229 – 271.
  • Веселова И.С. Визуальный инструментарий и эмоциональный опыт. Игры в прятки // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность / Коллективная монография. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 272 – 286.
  • Веселова И.С. Любовные чары, или Магия на службе социально одобренных чувств // Experto crede Alberto : cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. (Studia Ethnologica; вып. 14). С. 124-134.
  • Веселова И.С. Управление реальностью: личные имена в ритуальной речи (севернорусское «Виноградье») // Вестник СПбГУ. Серия 9: Филология. Журналистика. Востоковедение. 2016. Вып. 3. С. 15 – 23.
  • Веселова И.С. Конфликт лояльностей, или Путь за собственным «таланом» (на примере анализа сказок сюжетного типа 402 AT «Царевна-лягушка») // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016. С. 195 – 228.
  • Веселова И.С. «Ударилась об землю, обернулась и улетела»: пластика ритуала и метафоры переходных состояний / И.С. Веселова // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации. Материалы международной конференции (Москва, РАНХиГС, 11–12 декабря 2015). / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издательский дом Дело», 2015. С. 46 – 51.
  • Веселова И.С., Матвиевская Л.Ф. Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре / И.С. Веселова, Л.Ф. Матвиевская // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб.: ИЛИ РАН, 2015. С. 36 – 40.
  • Веселова И. С. Геометрический орнамент Палащельской росписи: таблица справедливого деления // III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7февраля 2014г.): Сб. науч. ст. В 5-т. и Т 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития / сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; ред. А. В. Лобанова. М., 2015. С. 264 – 272.
  • Комплекс Чебурашки, или Общество послушания / Сост., общ. ред. Веселова И. С. СПб., 2012.
  • Веселова И. С. Взыскание оценки // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 5—9.
  • Веселова И. С. Жесты публичной лаудации: доступы к благу // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 11—49.
  • Веселова И. С. Чебурашка в патрон-клиентских отношениях современной России // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 105—125.
  • Веселова И. С. Миссия Снегурочки // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 177—197.
  • Веселова И. С. Первое сентября и Последний звонок: принцип ритуальной анфилады // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 199—239.
  • Веселова И. С. Филологический практикум. Речевая и обрядовая культура Русского Севера / Сост., ред. (совместно с А. А. Степиховым). СПб., 2012.
  • Веселова И. С. Детские новогодние карнавалы: реестр образов // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: Сб. ст. Пермь, 2010. С. 193—214.
  • Веселова И. С. «Сiя понятная книшка для выписывания ролей о цар? Максимiан?» — новый список народной драмы // Временник Зубовского института. Вып. 5. Петрушка круглый год. СПб., 2010. С. 79—88.
  • Веселова И. С. Случай: дискурсивные и поведенческие измерения // Natales grate numeras? Сб. ст. к 60-летию Г. А. Левинтона. СПб., 2008. С. 179—191.
  • Veselova I. “What Am I Writing for?” On Peasant Autobiographical Prose of the 20th Century // Real Stories, Imagined Realities: Fictionality and Non-Fictionality in Literary Constructs and Historical Contexts. Tampere University Press. 2007. P. 305—321.
  • Веселова И. С. Штаны и рассказы о них // АБ-60. Сб. ст. к 60-летию А. К. Байбурина. СПб., 2007. С. 318—324.
  • Веселова И. С. О степенях достоверности устного рассказа // Фольклор, постфольклор, быт, литература: Сб. ст. к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С. 50—58.
  • Веселова И. С. Красные девушки и кумач: цветовые атрибуты праздника // Морфология праздника: Сборник материалов конференции. СПб., 2006. С. 103—119.
  • Веселова И. С. Тряпичная парадигма, или «В рипках родились, в рипках жили, в рипках и помрем» // Антропологический форум. 2005. 2. С. 289—316.
  • Веселова И. С. Прагматика устного рассказа // Современный городской фольклор / Под ред. А. Ф. Белоусова, И. С. Веселовой, С. Ю. Неклюдова. М., 2003. С. 234—244.
  • Современный городской фольклор / Под ред. А. Ф. Белоусова, И. С. Веселовой, С. Ю. Неклюдова. М., 2003.
  • Веселова И.С. Нарратология достоверной прозы. Сайт «Русский фольклор в современных записях». [Электронный ресурс] URL:http://www.folk.ru/Research/veselova_narratolog.php?rubr=Research-articles .
  • Веселова И.С. Гендер в поздравительных открытках // Язык — гендер — традиция: Материалы конференции Пропповского Центра СПбГУ. СПб., 2002. С. 18—23.
  • CD «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век» / Сост., ред. Веселова И.С. СПб., 2002.
  • Веселова И. С. Частная жизнь купеческого города // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. СПб., 2002. С. 219—227.
  • Веселова И. С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. М., 2002. С. 171—180.
  • Веселова И. С. «Дневник бабушки Марфы» как образец бытовой словесности // «Наивная литература»: Исследования и тексты. М., 2001. С. 43—85. А также на сайте «Виртуальные мастерские в общественных науках». [Электронный ресурс] URL: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/publications.htm.
  • Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. Диссертация на соискание ученой степени канд. филолол. наук.. Специальность  10.01.08. Москва, РГГУ, 2000.
  • Веселова И. С. Событие жизни — событие текста. Сайт «Виртуальные мастерские в общественных науках». [Электронный ресурс] URL: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/publications.htm
  • Веселова И. С. Мифология портрета, или о поводах и причине его заказать // Мифология и повседневность: Мат. науч. конференции 24—26 февраля 1999 г. СПб., 1999. Вып. 2. С. 445—451.
  • Веселова И. С. Логика московской путаницы (на материале московской несказочной прозы конца ХVШ — начала ХХ в.) // Москва и «московский текст» русской культуры. Сборник статей. М., 1998. С. 98—118.
  • Веселова И. С. Рассказ как опыт переживания таинственного (по публикациям желтой прессы) // Литературное обозрение. М., 1998. № 2. С. 81—83.
  • Веселова И. С. «Рассказ» и «разговор»: мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир народной картинки: Материалы Випперовских чтений 1997 г. М., 1999. С. 212, 221.
  • Веселова И. С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 7—9.
  • Веселова И. С. «Чудо св. Георгия о змие»: икона и духовный стих // Живая старина. 1996. № 1. С. 21—22.

История населенных пунктов Пинежского района : VII Пинежские краеведческие чтения : [12+] / Карпогор. центр. б-ка им. Ф. А. Абрамова ; сост. Л. А. Колик, А. А. Канашева. – Карпогоры : [б. и.], 2023. Том. 1. С. 101 - 129

// Антропонимы в русской словесной культуре XVIII века / под ред. П. Е. Бухаркина, С. С. Волкова и Е. М. Матвеева. — СПб.: ИЛИ РАН, 2023. С. 542-571

// Bear and Human: Facets of a Multi-Layered Relationship from Past to Recent Times, with Emphasis on Northern Europe / Ed . by Oliver Grimm. (Turnhout: Brepols, 2023), pp . 1133–1146. https://doi.org/10.1484/M.TANE-EB.5.134382

// Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2020. C.153-161

// Studia Religiologica 53 (3) 2020, P. 219 – 232. ISSN (печатное издание): 0137-2432

// Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life. LJUBLJANA 2019 // http://sms.zrc-sazu.si/pdf/Charms_and_charming_2019.pdf

// Experto crede Alberto : cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. (Studia Ethnologica; вып. 14). С. 124-134.

// Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 195 – 228.

// Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016.

// Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 93 – 116.

III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7февраля 2014г.): Сб. науч. ст. В 5-т. и Т 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития

// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. №10 (95)

Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

// Временник Зубовского института. Вып. 5. Петрушка круглый год. СПб., 2010. С. 79—88.

// Сб. ст. к 60-летию Г. А. Левинтона. СПб., 2008.

// АБ-60. Сб.ст. к 60-летию А.К. Байбурина. СПб., 2007.

Из книги "Морфология праздника. сборник научных статей по материалам конференции"

// Современный городской фольклор. М., 2003.

// Сны и видения в народной культуре. М., 2002.

// Мифология и повседневность: Мат. науч. конференции 24—26 февраля 1999 г. СПб., 1999.

#2  #2. Фольклор как перформанс (11 декабря 2023)

#64  Эпос. Эпизод # 12 (12 апреля 2022)

#63  Эпос. Эпизод # 11 (05 апреля 2022)

#62  Эпос. Эпизод # 10 (29 марта 2022)

#61  Эпос. Эпизод # 9 (28 марта 2022)

#60  Эпос. Эпизод # 8 (25 марта 2022)

#59  Эпос. Эпизод # 7 (15 марта 2022)

#58  Эпос. Эпизод # 6 (01 марта 2022)

#57  Виноградье. # 5 (24 февраля 2022)

#42 О колыбельных (08 сентября 2021)

#38 О мифологическом рассказе (11 августа 2021)

#36 Память о невозможном (30 июня 2021)

Старообрядческую культуру дважды «запечатывали» в российской истории. Заклеймённые как «еретики» в конце XVII века и запрещенные к публичным службам, они ушли во внутреннюю эмиграцию в «леса» и за границы империи. Старообрядцы скрывали свою веру и ее артефакты от государства и господствующей церкви. Сокровенная жизнь на протяжении веков хранила не только лояльность прежним ритуалам и ценностям, но и шедевры дониконовской иконописи, старые книги и эпические сюжеты духовных стихов, былин и исторических песен. Открытие культурного наследия дониконовской Руси случилось в конце XIX – начале ХХ века вместе со снятием печатей со старообрядческих молебен и храмов. Древнерусское искусство, сохраненное старообрядцами, стало достоянием общеевропейской культуры. Однако вскоре старообрядчество вместе со всеми религиозными конфессиями было загнано под спуд советской политики. К началу ХХI века о старообрядческой истории и фольклоре уже не вспоминают их прямые потомки. Но культурная память предков оказалась надежно «запечатлена» в неявных формах: семейных реликвиях, маршрутах паломничеств, взаимной социальной поддержке и сновидческих образах. Во многих практиках севернорусских деревень проступает порядок жизни ушедших от преследований, исповедовавших личный религиозный путь и рассчитывавших на свои силы староверов.

Подробнее…

«Народные орнаменты» хранятся в прабабушкиных сундуках, этнографических музеях и продаются в сувенирных лавках. В столицах, слободах и деревнях ученые кропотливо собирали образцы узоров, технологии и материалы их изготовления. Волнами приходила и уходила мода на них, некоторые промыслы волею судеб и идеологий становилось «культурным наследием». Но оглянемся вокруг: где же узоры, которые милы нынешнему народу? Их ничтожно мало. Дело в том, что, разделяя представления об украшении предметов, мы разделяем общий жизненный мир, его порядок и ценности. Вывод прост: для украшения мира нужны люди, которых узор не просто не будет раздражать, но будет в удовольствие. О принципах общего удовольствия и отдельных случаях договора о красоте пойдёт речь в лекции. И о том, что такое паркетаж, комбинаторика тетриса и в чем его коммерческий успех.

Подробнее…

Устные рассказы похожи на героев в шапках-невидимках. Работа обоих не оставляет видимых следов, но без нее не решить трудной задачи. Рассказчики берут на себя труд поведать об угрозах и спасениях, о способах действовать в разных условиях и о выборе пригодных способов выжить. Участники устного перформанса узнают о ходах и поступках предков, одобряют или осуждают их выборы. Слушатели «мотают на ус» поведанные тактики. Наряду с традиционными рассказами о леших и домовых в фольклорных архивах «оседают» истории о событиях ХХ века: раскулачивании, спецпереселениях, голоде и репрессиях в деревне. Эти истории сохранились в памяти под спудом внешней и внутренней цензуры. Перед нами свидетельства аномии - разрыва жизненного мира и драматичного отторжения старых и новых этических основ. Рассказы как опыт переживания аномии станут предметом нашего внимания.

Подробнее…

Чтобы получить письмо, нужно чтобы кто-то его написал и адресовал Вам. Этим письмо из прошлого не отличается от обычных писем. Но как же из прошлого можно достучаться до будущего адресата? Ведь авторы с будущим не знакомы. Однако многое, что делают люди в своей жизни — пишут дневники, рисуют, фотографируют, собирают коллекции, сохраняют альбомы, строят дома, — они делают для будущего, чтобы о них узнали их потомки. Так что наша задача — найти «почтовый ящик», где хранятся эти сообщения. Попробуем включить воображение и поискать послание. Присмотреться к старым, всегда бывшим вещам в доме, расспросить о людях на семейных фотографиях, полистать архивные документы и перебрать домашние реликвии и старые елочные игрушки. Или спросить, откуда рецепт всеми любимого бабушкиного пирога. Прошлое оживет и заговорит семейными историями

Подробнее…

Период конца мая – середины июня в современном календаре занят выпускными обрядами. Студенты, ученики начальной, средней и старшей школ, воспитанники детских садов ступень за ступенью проходят через порталы переходных обрядов. В среднем человек за период своего «взросления» проходит четыре-пять выпускных арки. Сценарии, ценности, стоимость обряда, активность ритуальных специалистов и уровень вовлеченности посвящаемых варьируется в зависимости от статуса учебного заведения и амбиций участников. Попробуем разобраться, в чем состоит императив ритуала, чего хотят выпускники, учителя, родители, и достигается ли взрослость в итоге?

Подробнее…

Старый год заканчивается в суете детских утренников и взрослых корпоративов. Вечерние «ёлки» зачастую воспроизводят сценарий утренних с «веселыми» конкурсами, пением и чтением стихов, компенсируя взрослость лишь содержимым застолья. Мечты об уютном зимнем вечере, занятом созданием украшений для елки, оборачиваются мучительным изготовлением очередного костюма зайчика или приготовлением выступления перед сотрудниками. Какие экзистенциальные смыслы и детские чаяния таятся за многоцветной иллюминацией и темной зеленью ели, в грохоте фейерверков и тихой радости исполнения желаний, среди царства нового тотема из гороскопа и обильной полночной трапезы?

Подробнее…

Мало кто знает, что в «старинах», а именно так эпические песни называли сказители, творили хрестоматийные богатыри и менее известные их соперники и товарищи. Но никто точно не вспоминает о героинях русского эпоса. Меж тем в большинстве сюжетов былин богатыри оказываются пешками в многоходовой женской игре. Хитроумные трюки, дерзкие обманы, бесстрашные выборы и недюжинная сила героинь удивляют самих сказителей и сказительниц до такой степени, что им приходится прерывать рассказ, чтобы прокомментировать поступки жен, дев, волшебниц и воительниц. К сожалению, героиням чаще всего приходится платить высокую цену за своеволие и желания, но во всегда считавшемся «мужским» мире русского эпоса открыто или исподволь действуют героини не слабее Брунгильды. В каждом исполнении сказители наполняют старые сюжеты чаяниями сильных женщинах и знанием хитрых тактик.

Подробнее…

После зимних святок с девичьими гаданиями и молодежными игрищами наступало время посиделок. Вечерами девушки осваивали песенный репертуар, чтобы к летним «зеленым святкам» собираться в лесу, с песнями «хоронить стрелу» или «кукушку». Летние обряды наделяли девушек осознанием силы, похожим на то, как торжествуют вилисы в балете «Жизель». Зачем «обмениваться» силой с березами, что делать с девичьим «могуществом» и почему в свадебном причитании спорят «девья красота» с «бабьей волокитою»?

Подробнее…

Когда посетителю больших музеев случается забрести в отделы народного искусства, то среди нагромождения прялок и сундуков, резных наличников и вышивок вдруг возникает мысль: как и зачем эти километры красоты придумали и сделали якобы безграмотные и забитые крестьяне. Как так получалось, что в каждой деревне и на каждом дворе находились удивительные вышивальщицы, вязальщицы, резчики по дереву, гончары ? Откуда в деревенском тяжелом быту возникала потребность в творении красоты?

Подробнее…

Русские лирические песни – богатство, скрытое за семью печатями. Фольклористы знают, почему мы «не поем народных песен до конца». Мало того, и начало нам не очень понятно. Еще в детском саду мы слышим песню про то, как под «ой-люли» зачем-то «ломают белую березу». Мы не знаем ни одной фольклорной песни, которую могли бы спеть. А в многотомных собраниях «великорусских песен» лидеры застолий полувековой давности - «Шумел камыш», «На Муромской дороге» или «Хазбулат удалой» - занимают совсем скромное место. О чем же пели, собираясь вместе, большие семьи на праздниках, свадьбах и гостьбах? Если разобрать слова песен, каждое из них окажется своеобразным «узелком на память» о собственных переживаниях, речной жемчужиной смысла в сложном узоре общих смыслов. Узоры вышивок, пластика движений и гетерофонное пение сочетают очень личные состояния и общий орнамент танца, вещи и семейного хора: так, отдельными стежками, шагами и голосами намекают о личном и договариваются о совместном.

Подробнее…

Публика знакома с русским героическим эпосом по школьным учебникам, картинам в музеях, операм, фильмам-сказкам и мультфильмам. Ей известны лишь несколько хрестоматийных имен богатырей из нескольких десятков. Разнообразие богатырских подвигов и «биографий» ради патриотической ясности сведено к ратным подвигам. По логике школьной программы, Садко должен быть прадедушкой подводного флота. Кто слышал истории про Чурилу Пленковича, Хотена Блудовича, про сестру Петровичей-Сбродовичей или волшебницу Маринку? Былины и духовные стихи (и то и другое называлось «стáринами» - рассказами из старины) исполняли мужчины и женщины на промыслах или дома для семьи. Но это были длинные ритмизованные повествования. От их звучания не так просто избавится, а развитие сюжета совершенно непредсказуемо. Чем закончится бой с молодым нахалом, который окажется внебрачным сыном героя? Или чем обернется то, что на пиру «глупый хвастает молодой женой, а умный хвастает старой матерью»? В лекции будет рассказано о былинах, которые пели севернорусские сказители и сказительницы, чьи голоса сохранились в фонозаписях и чьи биографии ничуть не скучнее героических.

Подробнее…

Мы начнем с того, что такое сказки, какими они бывают и какое отношение имеют к возрастным статусам, обрядам и тактикам «сильных» и «слабых». Мы разберемся, каким образом простенькие сказочки про репку и комок из теста учат базовым иерархиям и последовательностям и почему они же чаще других имеют «плохой» конец, почему без знания сказочных трюков, в роде тех, которыми мужик объегоривал медведя, не выжить, и почему взросление состоит в сознательном отказе от обмана и других «тактик слабых» и в готовности к прямым действиям. Многие из нас помнят историю про сожжённую лягушачью шкурку. А также и то, какими хлопотами оборачивается попытка нетерпеливо и тайком устроить свое счастье. Но волшебные сказки не только про такие хлопоты. Старые сюжеты повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе, а это уже история про героический путь.

Подробнее…

Один из «общих миров», описанных французскими социологами Болтански и Тенево, называется миром мнения. Это мир, в котором главную роль играет внешняя оценка и мнения других людей. Именно они определяют, насколько значим человек. Мы привыкли выносить оценку своим поступкам и свершениям, исходя из инкорпорированной в сознание системы ценностей и правил. За соблюдением правил и соответствием норме следят институции и персоны, их олицетворяющие. Речь пойдет о том, как система массового школьного образования лишает учителей, родителей и детей смелости высказать собственное мнение, риска поступка и мечты. И о том, как персонаж сказки Эдуарда Успенского стал символом послушания в нашей культуре. Комплекс Чебурашки – это послушание без риска, движение без азарта, поведение без поступка.

Подробнее…

Хорошо знакомая нам царевна-лягушка очень похожа на легендарную фею Мелюзину, обладательницу змеиного хвоста и мастерицу строить замки. К ней возводят свое происхождение многие европейские королевские династии. Метафорически легенда и сказка говорят о личностной трансформации, но чьей? В чьих глазах прекрасная жена ночью меняет облик на страшную драконицу или лягушку — днем? Похоже, что в старом сюжете в очередной раз повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе.

Подробнее…

Школьные праздники вовлекают учеников, учителей и родителей в пространство, запол­ненное букетами, белыми бантами и знакомыми до слёз песнями. Раз в год через каре торжествен­ной «линейки» впускают первоклассников и про­вожают выпускников. Как и для чего устроена эта анфилада?

Подробнее…

Геометрические и фигуративные орнаменты украшали повседневные предметы крестьянского быта. Расписные прялки, браные рубахи, вязаные рукавицы отражали представления их создателей о красоте и гармонии. Связь между жизненным и орнаментальным порядками и будет предметом лекции.

Подробнее…

Заимствованные из высокой театральной культуры образы детских утренников вызывают мгновенное узнавание и всплеск эмоций. Белые пачки, блестки, ушки и хвостики эмоционально «заряжены». Вспоминая себя или детей в этом виде, мы испытываем всю гамму чувств − от блаженного умиления до бессильного раздражения. Откуда пришли в наше коллективное бессознательное эти образы и связанные с ними переживания?

Подробнее…

Продукты | Семинары (8)

Краеведение: семья и память локальных сообществ
Краеведение: семья и память локальных сообществ

Подробнее…

Ритуалы бедствия
Ритуалы бедствия

Подробнее…

Ритуалы временных порогов: Новый год
Ритуалы временных порогов: Новый год

Подробнее…

Дарить, благословлять, благодарить: практики расточения блага
Дарить, благословлять, благодарить: практики расточения блага

Подробнее…

Духи места: фигуры опыта
Духи места: фигуры опыта

Подробнее…

Странности русской свадьбы
Странности русской свадьбы

Подробнее…

Отчество, отечество и Мать сыра Земля
Отчество, отечество и Мать сыра Земля

Подробнее…

Видеокурс
Видеокурс "Традиционный русский фольклор: как это работает"

Подробнее…

Продукты | Книги (4)

Ритуалы бедствия: антропологические очерки
Ритуалы бедствия: антропологические очерки

Подробнее…

Первичные знаки. Назначенная реальность.
Первичные знаки. Назначенная реальность.

Подробнее…

Коммуникативные конвенции и социальные сценарии
Коммуникативные конвенции и социальные сценарии

Подробнее…

Комплекс Чебурашки, или Общество послушания
Комплекс Чебурашки, или Общество послушания

Подробнее…

Продукты | Подарки (3)

Раскраска «Глиняная игрушка»
Раскраска «Глиняная игрушка»

Подробнее…

Холщовые сумки «Глиняная игрушка»
Холщовые сумки «Глиняная игрушка»

Подробнее…

Домино «Глиняная игрушка. Орнаменты»
Домино «Глиняная игрушка. Орнаменты»

Подробнее…