«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Виноградье. # 5

Инна Веселова, Андрей Степанов, Алексей Балакин

24 февраля 2022

Тема — «Обрядовые величания «Виноградье»: благословение хором и личный мир эпической красоты» 

Начинаем с воспоминаний о первых встречах с «живым фольклором» в экспедициях. Джазовая импровизация настоящего исполнения классического фольклора незабываема. Экспедиционный случай: в замечательной певческой семье посчастливилось записать величание «Виноградье» -  длинное, полное, завораживающее. «Виноградьем» эти песни называют за рефрен после каждой строчи «Виноградие красно-зеленое». Их исполняют во время Святок или на свадьбах.  Фольклористы отмечают полуэпический характер этих песен. С эпосом их роднит протяженность и обилие эпических образов – бел-полотняные шатры в чистом поле, вышитые девушкой на полотне небеса, моря, корабли, леса и церкви, баснословное богатство хозяйств, где в домах на семи столбах, дворах на семи верстах сияют на тычинках жемчужинки. Певицы хоровым исполнением «Виноградья» обращались к каждому жителю деревни или каждому гостю на свадьбе, возвеличивая каждого до мира эпической красоты и тем самым благословляя.

 

Участники – Инна Веселова, Алексей Балакин, Андрей Степанов

 

02:17 – «Виноградье»: календарное или свадебное величание; 

05:28 – Встречи с классическим фольклором в живом исполнении: экспедиционные открытия. Фольклор как джазовая импровизация здесь и сейчас;

09:20  – Точка фокальности.  Механизм полной включенности и открытость человеческому опыту. Сопротивление неизвестному в экспедиции: опыт чужого;

15:00 – Как звучит эпос: монотонный ритм, странные образы и непонятный сюжет; 

17:11 – «Виноградье» в исполнении Калистфеньи Ивановны и Василия Алексеевича Кузнецовых (д. Жердь Мезенского района Архангельской обл., 2007 г.). Картины эпического мира и благословление старших;

20:22 – Звучание записи «Виноградье»; 

26:50 – Место, время исполнения виноградья и состав участников. Святки: повышение градуса матримониальных ожиданий.  «Дорожки из золы» между деревенскими домами: карты любовных связей;

34: 24 – Святочное время: активные девки и пассивные парни в матримониальном поведении; 

38 :33 – Как Калистфенью и Василия на сенокосе «Виноградьем» благословили;

40:48 – Типы «Виноградья»: парнишные, девьи, детские и семейные. Семейные «Виноградья»: обход дворов. Символика вышивки в девьем величании: в бел-полотнянном шатре девушка вышивает на полотне Вселенную. Метафоры Вселенной и семьи – одни и те же;

41:49 – «Виноградье» для бездетной пары: благопожелание или контроль за интимным? Работа метафор. Интерсубъективность как особенность деревенского опыта;

 48: 07 – Парнишное «Виноградье»: кто такой хороший, кто такой пригожий? Мужская модель поведения: гарцевание, гусарство и кураж.  Величание: работа с самооценкой и социальным обязательством;

 55:06 -  Названный мир в тексте созидается в жизни.          

 

Литература:

  • Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1—4. М., 1837—1899;
  • Шейн П. В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях и т. д. Т. 1. Вып. М., 1898;
  • Соболевский А. И. Великорусские народные песни/ Изд. проф. А. И. Соболевским. — СПб.: Гос. тип., 1895—1907. Т. 1—7.
  • Бернштам Т. А., Лапин В. А. Виноградье – песня и обряд // Русский Север: проблемы этнографии и фольклора : [сборник]. Л., 1981. С. 3 —109.
  • Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973;

 

  • «Дама с единорогом»— цикл из шести шпалер конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни (Национальный музей Средних веков: Термы и Отель Клюни). 

 

Слушать

Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать

Все эпизоды: Эпос

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

Алексей Балакин — историк литературы, текстолог, старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, доцент СПбГУ. Автор книг "Близко к тексту: Разыскания и предположения" и "Разыскания в области биографии и творчества И. А. Гончарова", а также статей в русских и иностранных журналах. Член редакционной коллегии Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН. Участник фольклорных и археографических экспедиций на Русский Север.