«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Участники проекта

Светлана Борисовна Адоньева   (Материалы на сайте…)

Родилась в Ленинграде в 1963 году. В 1986 году окончила Ленинградский государственный университет. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию («Волшебная сказка в контексте традиционной культуры»), в 2004 г. -докторскую диссертацию («Прагматика фольклора»). С 1989 года преподает на кафедре истории русской литературы СПбГУ, руководит полевыми исследованиями на Русском Севере. Создатель одного из первых научно-информационных ресурсов (1998), посвященных российской традиционной культуре и современным символическим практикам: www.folk.ru. Автор многочисленных научных публикаций, в том числе книг «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2004), «Символический порядок» (2011). Филолог, фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2011 г. руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

Основные работы:

  • Warner, E., Adonyeva, S. We Remember, We Love, We Grieve: Mortuary and Memorial Practice in Contemporary Russia. University of Wisconsin Press, 2021.
  • Адоньева С. Б. Ритуал Крестной Славы и патриархальный порядок: антропологический этюд // Русский фольклор. Т. XXXVIII: Сб. статей и материалов памяти Виктора Евгеньевича Гусева / отв. ред. Некрылова. СПб.: Наука, 2021. С. 448–455.
  • Адоньева С., Овчинникова…

Основные работы:

  • Warner, E., Adonyeva, S. We Remember, We Love, We Grieve: Mortuary and Memorial Practice in Contemporary Russia. University of Wisconsin Press, 2021.
  • Адоньева С. Б. Ритуал Крестной Славы и патриархальный порядок: антропологический этюд // Русский фольклор. Т. XXXVIII: Сб. статей и материалов памяти Виктора Евгеньевича Гусева / отв. ред. Некрылова. СПб.: Наука, 2021. С. 448–455.
  • Адоньева С., Овчинникова О. (Сост.) Русские заветные сказки: Из собрания А. Н. Афанасьева / сост. С. Адоньевой, О. Овчинниковой; вступ. ст., примеч. С. Адоньевой. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2020.
  • Адоньева С. Б. Заветные сказки // Русские заветные сказки: Из собрания А. Н. Афанасьева / сост. С. Адоньевой, О. Овчинниковой; вступ. ст., примеч. С. Адоньевой. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2020. С. 5–14.
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора: своя чужая речь // Антропологический поворот в фольклористике: материалы XX Международной школы по фольклористике и культурной антропологии / сост.: Н.С. Петрова, О.Б. Христофорова, М.С. Суханова. М.: РГГУ, 2020. С.6–9.
  • Адоньева С. Б., Степанов А. В. (Сост.) Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века: в 2 т. СПб.: Пропповский Центр, 2020. Т. 1: Архангельская коллекция. Т. 2: Вологодская коллекция / Сост. С. Б. Адоньева, А. В. Степанов; вступ. статья С.  Б.  Адоньевой; коммент. А.  В.  Степанова, подг. текстов А.  В.  Степанова, А. Ю. Цветковой, А. А. Гавриленко; под общ. ред. С.  Б.  Адоньевой.
  • Адоньева С. Б. Заговоры, обереги и лечебные ритуалы севернорусских деревень // Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века: в 2 т. СПб.: Пропповский Центр, 2020. Т. 1. С. 11–54.
  • Адоньева С. Б. Предисловие. Антропология на злобу дня // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки / Под ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2020. С. 5–6.
  • Адоньева С. Б. Ритуалы бедствия и заветные праздники // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки / Под ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2020. С. 7–45.
  • Адоньева С. Б., Курзина Н. А., Мариничева Ю. Ю. Деревенские пожары: диалог со стихией // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки / Под ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2020. С. 130–152.
  • Levitski, O., Adonyeva, S. Ritual Speech Register, Speaking
    Conventions, and Social Order in the Russian North // International Journal of Critical Cultural Studies. 17 (2): 15-31. DOI:10.18848/2327-0055/CGP/v17i02/15-31.
  • Адоньева С. Б. Электронный архив «Российская повседневность» // Русская литература. 2019. № 4. С. 223–224.
  • Адоньева С. Б. Аудиовизуальная фиксация ритуального фольклора: воплощение формы // Новые российские гуманитарные исследования. 2019. №14. С. 145.
  • Адоньева С. Б. Похоронные плачи, структуры памяти и основания жизненного мира // IV Всероссийский конгресс фольклористов: Тула, 1–5 марта 2018 г.: сб. науч. ст. в 3 т. Т. 2: Многообразие фольклорных традиций: история и современность / сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; ред. А. Б. Ипполитова. — М.: ГРДНТ имени В. Д. Поленова, 2019. С. 304-314. DOI: 10.24411/9999-022A-2019-10238
  • Адоньева С. Б. Корова — мать: ключ к сюжету «Крошечка-хаврошечка» // Сказка и Миф. 2019. №2 (2).
  • Adonyeva, S. A letter to the “King of the forest”. Contemporary magic practice in Russia // Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life / Ed. by Éva Pócs; Znanstvenoraziskovalni center slovenske akademije znanosti in umetnosti (Scientifc Research Centre of the Slovenian Academy of Sciences and Arts). Lubljana: Založba ZRC, ZRC SAZU, 2019. P. 17–23.
  • Адоньева С. Б. Российская наука о народе: от эволюционизма к феноменологии // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 4. С. 159–172.
  • Адоньева С. Б. Фольклорная форма и общее чувство // III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7 февраля 2014 г.): Сб. науч. ст. В 5 т. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития / сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; ред. А. В. Лобанова. М., 2019. С. 228–233.
  • Адоньева С. Б. Опыт поля в дневниках исследователей Русского Севера: записи Натальи Павловны Колпаковой // Из истории русской фольклористики. Вып. 11: К юбилею Валерии Игоревны Ереминой / отв. ред. А. Ф. Некрылова; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 158–187.
  • Адоньева С. Б. Семья, собственность и иерархия. Наследие ХХ века  // Сеанс, 2018.
  • С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский Центр, 2017.
  • Адоньева С. Б. Метафизика повседневности и священное // Первичные знаки / Назначенная реальность. (С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова). СПб.: Пропповский Центр, 2017.
  • Адоньева С. Б. Полнота повседневности // Первичные знаки / Назначенная реальность. (С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова) СПб.: Пропповский Центр, 2017.
  • Адоньева С. Б. Деревня: стигматы сословия // Диалоги о Шукшине: материалы первой международной научно-исследовательской конференции. Москва: Фонд возрождения национального культурного наследия имени В. М. Шукшина «Формула успеха», 2017. С. 7–18.
  • Адоньева С. Б., Хворостьянова Е. В. Герасимова Наталья Михайловна // Русские литературоведы XX века: Библиографический словарь / под ред. О. А. Клинг, А. А. Холиков. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. Т. 1: А–Л. С. 237–238.
  • Адоньева С. Б. Народный дизайн как высказывание // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 123–124.
  • Адоньева С. Б. Богатыри – не мы // Сеанс. 2017. Блоги.
  • Олсон Лора, Адоньева Светлана. Традиция, трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины. М.: НЛО, 2016.
  • Первое лицо. Единственное число. Мужской род / Дневники Лукичева и Беспалова/ Составление, вступительная статья, комментарии, заключение С. Б. Адоньевой. СПб: Пропповский Центр, 2014.
  • Olson Laura, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. — University of Wisconsin Press, 2013.
  • Адоньева С. Б. Символический порядок. СПб.: Амфора, 2011.
  • Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. СПб.: Амфора, 2009.
  • Адоньева С. Б. Деревенская частушка ХХ века. СПб.: СПбГУ, 2006.
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб.: СПбГУ, 2004.
  • Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени. Антропологические очерки. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. (Ethnographica Petropolitana).
  • Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: СПбГУ, 2000.

Инна Сергеевна Веселова   (Материалы на сайте…)

Родилась в 1971 г. в Волгограде. В 1994 г. окончила филологический факультет СПбГУ, в 2000 г. в ИВГИ РГГУ защитила кандидатскую диссертацию («Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции»). Филолог, фольклорист,  антрополог, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Cотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Руководитель ряда научных проектов, поддержанных грантами российских и международных фондов. И.С. Веселова разработала ряд тематических электронных ресурсов, среди которых: «Русский фольклор в современных записях», «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век». Автор многочисленных научных публикаций, редактор и составитель нескольких коллективных монографий и сборников статей, в том числе «Современный городской фольклор» (2003), «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или Oбщество послушания» (2012). С 2011 г. со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

  • Веселова И.С. К юбилею Александра Федоровича Белоусова // Антропологический форум. N 51. 2021. С. 239 – 245.
  • Veselova I. Folk Oral Personal Experience Stories: Communicative Conventions and Narrative Strategies //  Quaestiones Oralitatis. V. 2020. P. 31 – 50.
  • Veselova I. Feigned weakness, false happiness, pretended submission and other tricks of the heroines of the  Russian epos // Studia Religiologica 53 (3) 2020, P. 219 – 232. ISSN (печатное издание): 0137-2432.
  • Веселова И.С. Вспомнить все. О ритуалах бедствия // Татарстан. URL: http://protatarstan.ru/inna-veselova-vspomnit-vse-i-pobedit/ Дата обращения 27.11.2020.
  • Веселова И.С. Концепция аномии в контексте обрядов бедствия // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки. СПб: Пропповский центр, 2020. С. 153 – 161.
  • Веселова И.С. Из чего состоят ритуалы бедствия? Сообщество страдания, границы опасного, новые категории и классификации //  Ритуалы бедствия. Антропологические очерки. СПб: Пропповский центр, 2020. С. 48 – 71.
  • Веселова И.С. Этические основания сюжетосложения: «тактики слабых» и «тактики сильных» в современных русских сказках // Сказка в фольклоре, литературе и искусстве: традиционное и новое. М.: ГИИ, 2020. С. 20 – 35.
  • Veselova I. Transforming Reality: Personal Names in Ritual Speech. The Vinogradie or “Song of Praise” from the Russian North // Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life / Éva Pócs (ed.) STUDIA MYTHOLOGICA SLAVICA – SUPPLEMENTA Supplementum 15. Ljubljana. 2019. PP. 269 – 280. 
  • Веселова И.С. (в соавторстве с А.В. Степановым). Опыт по ролям: перципиент, конфидент и другие (коммуникативные основы композиции мифологических нарративов Русского Севера) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение, языкознание, культурология. 2019. № 4. СС. 10 – 24.
  • Веселова И. С. «Дельная кильчан братьев Андреевых», или дискурсы и практики деления поровну у крестьян Русского Севера // Кунсткамера.  2019. № 1 (3). С. 94 – 103.
  • Веселова И.С., Степанов А.В. Опыт по ролям: видевший, рассказавший, узнавший//Демонология как семиотическая система. Материалы V международной научной конференции. Москва, РГГУ, 24–26 мая 2018 г. / Сост. и ред. О.Б. Христофорова, Д.И. Антонов. М., 2018. – 196 с. С. 33 - 36.
  • Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность / Коллективная монография. СПб.: Пропповский центр, 2017.
  • Веселова И.С. Этос хозяина: геометрический орнамент как таблица справедливого деления // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 93 – 116.
  • Веселова И.С. Паттерны согласованной реальности: полихромное вязание // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017.С. 195 – 228.
  • Веселова И.С., Петрова Л.Ф. Народная колористика. Пестрое, яркое и нарядное // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 229 – 271.
  • Веселова И.С. Визуальный инструментарий и эмоциональный опыт. Игры в прятки // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность / Коллективная монография. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 272 – 286.
  • Веселова И.С. Любовные чары, или Магия на службе социально одобренных чувств // Experto crede Alberto : cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. (Studia Ethnologica; вып. 14). С. 124-134.
  • Веселова И.С. Управление реальностью: личные имена в ритуальной речи (севернорусское «Виноградье») // Вестник СПбГУ. Серия 9: Филология. Журналистика. Востоковедение. 2016. Вып. 3. С. 15 – 23.
  • Веселова И.С. Конфликт лояльностей, или Путь за собственным «таланом» (на примере анализа сказок сюжетного типа 402 AT «Царевна-лягушка») // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016. С. 195 – 228.
  • Веселова И.С. «Ударилась об землю, обернулась и улетела»: пластика ритуала и метафоры переходных состояний / И.С. Веселова // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации. Материалы международной конференции (Москва, РАНХиГС, 11–12 декабря 2015). / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издательский дом Дело», 2015. С. 46 – 51.
  • Веселова И.С., Матвиевская Л.Ф. Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре / И.С. Веселова, Л.Ф. Матвиевская // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб.: ИЛИ РАН, 2015. С. 36 – 40.
  • Веселова И. С. Геометрический орнамент Палащельской росписи: таблица справедливого деления // III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7февраля 2014г.): Сб. науч. ст. В 5-т. и Т 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития / сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; ред. А. В. Лобанова. М., 2015. С. 264 – 272.
  • Комплекс Чебурашки, или Общество послушания / Сост., общ. ред. Веселова И. С. СПб., 2012.
  • Веселова И. С. Взыскание оценки // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 5—9.
  • Веселова И. С. Жесты публичной лаудации: доступы к благу // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 11—49.
  • Веселова И. С. Чебурашка в патрон-клиентских отношениях современной России // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 105—125.
  • Веселова И. С. Миссия Снегурочки // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 177—197.
  • Веселова И. С. Первое сентября и Последний звонок: принцип ритуальной анфилады // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 199—239.
  • Веселова И. С. Филологический практикум. Речевая и обрядовая культура Русского Севера / Сост., ред. (совместно с А. А. Степиховым). СПб., 2012.
  • Веселова И. С. Детские новогодние карнавалы: реестр образов // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: Сб. ст. Пермь, 2010. С. 193—214.
  • Веселова И. С. «Сiя понятная книшка для выписывания ролей о цар? Максимiан?» — новый список народной драмы // Временник Зубовского института. Вып. 5. Петрушка круглый год. СПб., 2010. С. 79—88.
  • Веселова И. С. Случай: дискурсивные и поведенческие измерения // Natales grate numeras? Сб. ст. к 60-летию Г. А. Левинтона. СПб., 2008. С. 179—191.
  • Veselova I. “What Am I Writing for?” On Peasant Autobiographical Prose of the 20th Century // Real Stories, Imagined Realities: Fictionality and Non-Fictionality in Literary Constructs and Historical Contexts. Tampere University Press. 2007. P. 305—321.
  • Веселова И. С. Штаны и рассказы о них // АБ-60. Сб. ст. к 60-летию А. К. Байбурина. СПб., 2007. С. 318—324.
  • Веселова И. С. О степенях достоверности устного рассказа // Фольклор, постфольклор, быт, литература: Сб. ст. к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С. 50—58.
  • Веселова И. С. Красные девушки и кумач: цветовые атрибуты праздника // Морфология праздника: Сборник материалов конференции. СПб., 2006. С. 103—119.
  • Веселова И. С. Тряпичная парадигма, или «В рипках родились, в рипках жили, в рипках и помрем» // Антропологический форум. 2005. 2. С. 289—316.
  • Веселова И. С. Прагматика устного рассказа // Современный городской фольклор / Под ред. А. Ф. Белоусова, И. С. Веселовой, С. Ю. Неклюдова. М., 2003. С. 234—244.
  • Современный городской фольклор / Под ред. А. Ф. Белоусова, И. С. Веселовой, С. Ю. Неклюдова. М., 2003.
  • Веселова И.С. Нарратология достоверной прозы. Сайт «Русский фольклор в современных записях». [Электронный ресурс] URL:http://www.folk.ru/Research/veselova_narratolog.php?rubr=Research-articles .
  • Веселова И.С. Гендер в поздравительных открытках // Язык — гендер — традиция: Материалы конференции Пропповского Центра СПбГУ. СПб., 2002. С. 18—23.
  • CD «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век» / Сост., ред. Веселова И.С. СПб., 2002.
  • Веселова И. С. Частная жизнь купеческого города // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. СПб., 2002. С. 219—227.
  • Веселова И. С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. М., 2002. С. 171—180.
  • Веселова И. С. «Дневник бабушки Марфы» как образец бытовой словесности // «Наивная литература»: Исследования и тексты. М., 2001. С. 43—85. А также на сайте «Виртуальные мастерские в общественных науках». [Электронный ресурс] URL: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/publications.htm.
  • Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. Диссертация на соискание ученой степени канд. филолол. наук.. Специальность  10.01.08. Москва, РГГУ, 2000.
  • Веселова И. С. Событие жизни — событие текста. Сайт «Виртуальные мастерские в общественных науках». [Электронный ресурс] URL: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/publications.htm
  • Веселова И. С. Мифология портрета, или о поводах и причине его заказать // Мифология и повседневность: Мат. науч. конференции 24—26 февраля 1999 г. СПб., 1999. Вып. 2. С. 445—451.
  • Веселова И. С. Логика московской путаницы (на материале московской несказочной прозы конца ХVШ — начала ХХ в.) // Москва и «московский текст» русской культуры. Сборник статей. М., 1998. С. 98—118.
  • Веселова И. С. Рассказ как опыт переживания таинственного (по публикациям желтой прессы) // Литературное обозрение. М., 1998. № 2. С. 81—83.
  • Веселова И. С. «Рассказ» и «разговор»: мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир народной картинки: Материалы Випперовских чтений 1997 г. М., 1999. С. 212, 221.
  • Веселова И. С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 7—9.
  • Веселова И. С. «Чудо св. Георгия о змие»: икона и духовный стих // Живая старина. 1996. № 1. С. 21—22.

Юлия Юрьевна Мариничева   (Материалы на сайте…)

Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология  и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

  • Мариничева Ю. Ю. Севернорусские сказки в современных записях: опыт фиксации и публикации // Поморские чтения – III : Сборник материалов. Архангельск, 2021. С. 231-240.
  • Адоньева С. Б., Курзина Н. А., Мариничева Ю. Ю. Деревенские пожары: диалог со стихией // Ритуалы бедствия: антропологические очерки. Очерк 5. СПб., 2020. С. 130-153.
  • Мариничева Ю. Ю. Земская медицина: лечение и / или контроль (по воспоминаниям первых земских врачей) // «Новгород…
  • Мариничева Ю. Ю. Севернорусские сказки в современных записях: опыт фиксации и публикации // Поморские чтения – III : Сборник материалов. Архангельск, 2021. С. 231-240.
  • Адоньева С. Б., Курзина Н. А., Мариничева Ю. Ю. Деревенские пожары: диалог со стихией // Ритуалы бедствия: антропологические очерки. Очерк 5. СПб., 2020. С. 130-153.
  • Мариничева Ю. Ю. Земская медицина: лечение и / или контроль (по воспоминаниям первых земских врачей) // «Новгород Нижний – Сосед Москве ближний». Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации XIV – XXI веков. Материалы Одиннадцатой международной конференции РАИЖИ 4-7 октября,  Нижний Новгород. М., 2018. Т. 2. С. 213 – 215.
  • Мариничева Ю. Ю. Техники тела: история, память и метис // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова (Матвиевская) Л. Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 47 – 90.
  • Мариничева Ю. Ю. К вопросу об именах собственных в сказочной речи // Вестник СПбГУ. Серия 9. Вып. 3. СПб., 2016. С. 34-41.
  • Мариничева Ю. Ю. Севернорусский сенокос: практики конструирования половозрастных отношений // Пол. Политика. Поликультурность. Материалы Седьмой международной конференции РАИЖИ 9-12 октября,  Рязань.  М., 2014. Т. 1. С. 83.
  • Адоньева С. Б., Мариничева Ю. Ю. Фольклор в свете теории коммуникации и конвенции сказочной речи // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум / сост. С. Б. Адоньева, С. О. Куприянова; под общ. ред. С. Б. Адоньевой. СПб., 2014. С. 11-24.
  • Мариничева Ю. Ю. Маркетинг матримониальных отношений, или Как правильно и вовремя хвалить // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сб.статей/ сост., общ.ред. И.С. Веселова. СПб.: Пропповский центр, 2012. С. 75-105.
  • Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю. «Жаба тебе в рот», «фига в кармане» и другие способы ответить на похвалу // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сб.статей/ сост., общ.ред. И.С. Веселова. СПб.: Пропповский центр, 2012. С. 51-75.
  • Мариничева Ю. Ю. «Бабки уже  выдвигают  — хваленкой  тебя  возьмут» (еще  раз  к  вопросу  о  похвале) // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум: сб.статей / Сост., ред. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 79-84.
  • Мариничева Ю. Ю. «Жаба тебе  в  рот»  или  «фига  в  кармане»:  жесты  противодействия  магической  агрессии  (или  к  вопросу  о  похвале)  // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум: сб.статей / Сост., ред. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 71-79. 
  • Мариничева Ю. Ю. Русские сказки о животных: система персонажей // Антропологический форум: On-line версия. СПб., 2011. № 15 (http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/15online/).
  • Мариничева Ю. Ю. Обращения и прозвища в локальной традиции // Вестник Поморского университета: Сборник статей. Архангельск, 2010. № 11. С. 193—196.
  • Мариничева Ю. Ю. О сказках… // Предисловие к сборнику «Сказки в записях нового века»: On-line версия. СПб., 2011. (http://www.folk.spbu.ru/).
  • Мариничева Ю. Ю. Фамильные прозвища на Русском Севере // Международная научная конференция «Полевая этнография 2006»: Материалы конференции. СПб., 2007. С. 246—249.

Андрей Викторович Степанов   (Материалы на сайте…)

Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

Публикации:

  • О месте. Этнофеноменологический очерк. // Антропологический форум. 2016. № 28. С. 199 – 220.
  • Маргинальная фигура в социальной практике и дискурсе: примак. // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии. Филологический практикум. СПб, 2014. С. 132 – 202 (совместно с Хон О.Г.).
  • Животноводческие обряды Северной вологодчины: материалы. // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум. СПб, 2012. С. 231 – 273.
  • Деревенские «знающие»:…
  • О месте. Этнофеноменологический очерк. // Антропологический форум. 2016. № 28. С. 199 – 220.
  • Маргинальная фигура в социальной практике и дискурсе: примак. // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии. Филологический практикум. СПб, 2014. С. 132 – 202 (совместно с Хон О.Г.).
  • Животноводческие обряды Северной вологодчины: материалы. // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум. СПб, 2012. С. 231 – 273.
  • Деревенские «знающие»: слагаемые авторитета. // Научный диалог. 2012. № 4. История. Социология. Культурология. Этнография. С. 136–161.
  • Севернорусская изба: динамика пространства и повседневный опыт (2-я пол. XX – нач. XXI вв.) // Антропологический форум. 2012 № 16 Online. С. 72 – 105. 
  • Опыт прагматической интерпретации пространства севернорусской избы: шолныша. // Антропологический форум. 2011 № 15 Online. С. 194 – 215. 
  • «Левухой на опакишу…» (Материалы по знахарству Вологодской области). // Живая старина. 2009. №1. С. 16 – 18.
  • «Батюшка доброходушка мой, пойдем со мной» (Домовой как индивидуальный дух-покровитель. По материалам Русского севера). // Полевая этнография – 2006. Международная научная конференция. СПб, 2007. С. 254 – 259.
  • Некоторые аспекты животноводческой магии на Русском Севере. // Морфология праздника. СПб, 2006. С. 254 – 265.

Любовь Викторовна Голубева   (Материалы на сайте…)

Фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В  2017 году  защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года  — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

  • Golubeva L., Kupriyanova S. Taboo Words and Secret Language as Verbal Magic in Childbirth (Russian North) //  The Languges of magic. Milano, LED, 2022. 69-80 p.
  • Материнство в советской деревне : Ритуалы, дискурсы, практики : в 2 т. / Сост. Л. В. Голубева, С. О. Куприянова ; статья, коммент., подг. текстов Л. В. Голубевой, С. О. Куприяновой ; под общ. ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2022.
  • Голубева Л. В., Куприянова С. О. Няньки и младенцы: практики заботы в севернорусской деревне (1900 – 1960 гг.) //  Поморские чтения — III. Сборник материалов. Мезень-Архангельск, 2021. С. 221—230.
  • Голубева Л. В. Обетный приговор // Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. СПб, 2020. С. 110–129.
  • Голубева Л. В. «Сколотные» и «любоделанные»: об отношении к внебрачным детям в севернорусской деревне / Женское и мужское в современной традиционной культуре: сохранение, фиксация, понимание// Материалы XIII международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. В 2-х частях. Ч.1. М., 2020. С. 393-397.
  • Голубева Л. В., Куприянова С. О. Практики домашнего крещения в советской деревне (Вологодская и Архангельская обл.) // XLVIII Международная филологическая научная конференция 18 – 27 марта 2019 г. Сборник материалов. СПб, 2019 (в печати)
  • Голубева Л. В. "Одевание" пространства: мягкие границы - строгие правила // Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. № 4(173). Петрозаводск, 2018. С. 19 - 24.
  • Голубева Л. В. Мужчина в родильном обряде: конфликт дискурса и практики (на материале Русского Севера) / Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур // Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Том 1. Смоленск, 2016. С. 219-221.
  • Голубева Л. В. «С горячим приветом к вам Митя»: письма учителя села Вожгора Д.С. Назарова к жене Анне (1939-1941 годы) // Предисловие и  публикация Л.В.  Голубевой / Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум. СПб., 2014.  
  • Голубева Л. В. Платок как атрибут памяти в рекрутском обряде // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум / Сост. С.Б, Адоньева, С.О. Куприянова; под ред. С.Б. Адоньевой. СПб., 2014. С. 57-74.
  • Голубева Л. В. «Женщины все больше носили, тряпки вѝсили»: относ пелен как женская религиозная практика // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум/  Сост. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб., 2012. С. 29-39.

Софья Олеговна Куприянова   (Материалы на сайте…)

Фольклорист, антрополог. Родилась в Ленинграде в 1986 г. В 2010 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2012 году защитила магистерскую диссертацию по теме «Культура укачивания и традиция колыбельных». В  2016 году  защитила выпускную классификационную работу «Традиция колыбельных в русской культуре» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика». С 2004 года участница экспедиций СПбГУ на Русский Север. Участник проектов «Источниковедческий анализ и подготовка звукового аналога «Свода русского фольклора. Былины» (на материалах Фонограммархива отдела фольклора ИРЛИ РАН). (№ проекта 12-34-01056), «Коммуникативные конвенции устной речи» (№ проекта 31.48.1033.2012). Участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Область интересов: фольклор материнства и детства, техники тела, практики повседневности.

Публикации:

Лилия Федоровна Петрова (Матвиевская)   (Материалы на сайте…)

Родилась в Ленинграде в 1988 г. В 2012 году окончила филологический факультет СПбГУ. Филолог, антрополог, дизайнер-иллюстратор. Куратор тематического Интернет-ресурса www.pragmema.ru, соавтор и дизайнер серии продукции «Русская глиняная игрушка», сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2013 г. сотрудничает с исследовательским проектом «Первичные знаки, или Прагмемы», постоянный участник проекта с 2015 года.

Публикации:

  • Веселова И. С., Петрова Л. Ф. Народная колористика. Пестрое, яркое и нарядное // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова Л. Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 229—271.
  • Веселова И.С., Матвиевская Л.Ф. Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре / И.С. Веселова, Л.Ф. Матвиевская // Проблемы онтолингвистики:…
  • Веселова И. С., Петрова Л. Ф. Народная колористика. Пестрое, яркое и нарядное // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова Л. Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 229—271.
  • Веселова И.С., Матвиевская Л.Ф. Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре / И.С. Веселова, Л.Ф. Матвиевская // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб.: ИЛИ РАН, 2015. С. 36 – 40.
  • Матвиевская Л. Ф. Интенции, компетенции и импликации: «трудности перевода» при общении фольклориста и информанта // Антропология. Фольклористика. Социолингвистика. Конференция студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 28 – 30 марта 2013. Сборник тезисов. С. 78—79. URL: https://eu.spb.ru/images/et_dep/conf/tezisy_faeuspconf2013.pdf.
  • Матвиевская Л. Ф. Взгляд из зыбки: мир вокруг // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 92—111.
  • Матвиевская Л. Ф. «Во пиру ли я была да во компаньюше»: внесемейная организация социума // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 112—123.

Надежда Александровна Курзина   (Материалы на сайте…)

Родилась в Санкт-Петербурге в 1992 г. С 2010 года принимала участие в фольклорно-этнографических экспедициях СПБГУ. В 2015 году закончила бакалавриат, тема выпускной работы: "Фольклорный и обрядовый контекст социального статуса: Молодка. Русский Север".
В 2017 году защитила магистерскую диссертацию на тему: "Девья воля и бабья волокита" - героини севернорусских волшебных сказок. С 2018 года -  сотрудник  АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

  • Курзина Н. А. Трудности капитализации в песенном творчестве одной исполнительницы // СПБГУ XXI Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2018.
  • Курзина Н. А. «Благословите на ней жениться – у ней есть хорошее платье». Комментарии сказочников в сказках // СПБГУ XX Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2017.
  • Курзина Н. А. «Сказочные персонажи и роли: «злодейка»» // СПБГУ XIX Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2016.
  • Курзина…
  • Курзина Н. А. Трудности капитализации в песенном творчестве одной исполнительницы // СПБГУ XXI Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2018.
  • Курзина Н. А. «Благословите на ней жениться – у ней есть хорошее платье». Комментарии сказочников в сказках // СПБГУ XX Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2017.
  • Курзина Н. А. «Сказочные персонажи и роли: «злодейка»» // СПБГУ XIX Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2016.
  • Курзина Н. А. Незнакомую старушку надо матушкой назвать»: к вопросу об отношениях свекрови и молодки //Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: филологический практикум. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 262-269.
  • Курзина Н. А. «Телесные жесты в отношениях свекрови и молодки: Замуж-то пойдёшь, дак свекрови пади в ноги» // СПБГУ XVI Международная конференция студентов-филологов. СПб., 2013.

Ольга Борисовна Левицкая   (Материалы на сайте…)

Ольга Борисовна Левицкая - социо-лингвист, специалист по сравнительному фольклору и кросс-культурным исследованиям; активный участник образовательных, популяризаторских и научных инициатив, член Международной Ассоциации по Исследованию Фольклорных Нарративов (ISFNR). В качества полевого этнографа и социолингвиста проводила полевые исследования в Архангельской и Вологодской области (1980-1987; 2001); в Израиле (1992, город Кирьят-Ата, проект «Идишские пословицы в советской орфографии»); в Канаде (2003-2005, Торонто, проект «Трехязычное переключение кода в среде подростков из стран бывшего Советского Союза», университет Йорк; 2009, проект «Иммигрантские языки Торонто», университет Торонто). Ольга вела университетские курсы по лингвистике в унивеситете Йорк и оттавском университете, и университете Уагадугу, Буркина Фасо (2011-2012).

 

Ангелина Дмитриевна Поташева   (Материалы на сайте…)

Родилась в Санкт-Петербурге в 1998 г. Окончила бакалавриат филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в 2021 г., защитив выпускную квалификационную работу "Атрибуты магического обряда". С 2018 года - постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русский Север. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры», участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».