«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Участники проекта

Светлана Борисовна Адоньева

Родилась в Ленинграде в 1963 году. В 1986 году окончила Ленинградский государственный университет. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию («Волшебная сказка в контексте традиционной культуры»), в 2004 г. -докторскую диссертацию («Прагматика фольклора»). С 1989 года преподает на кафедре истории русской литературы СПбГУ, руководит полевыми исследованиями на Русском Севере. Создатель одного из первых научно-информационных ресурсов (1998), посвященных российской традиционной культуре и современным символическим практикам: www.folk.ru. Автор многочисленных научных публикаций, в том числе книг «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2004), «Символический порядок» (2011). Филолог, фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2011 г. руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

Основные работы:

  • Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. — СПб.: СПбГУ, 2000. 
  • Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени. Антропологические очерки. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 176 с. — (Ethnographica Petropolitana). 
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 312 с. 
  • Адоньева С. Б. Деревенская…

Основные работы:

  • Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. — СПб.: СПбГУ, 2000. 
  • Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени. Антропологические очерки. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 176 с. — (Ethnographica Petropolitana). 
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 312 с. 
  • Адоньева С. Б. Деревенская частушка ХХ века. — СПб.: СПбГУ, 2006. — 534 с.  Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. — СПб.: Амфора, 2009. — 288 с.  Адоньева С. Б. Символический порядок. — СПб.: Амфора, 2011. — 167 с. . 
  • Olson Laura, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. — University of Wisconsin Press, 2013. 
  • Первое лицо. Единственное число. Мужской род / Дневники Лукичева и Беспалова/ Составление, вступительная статья, комментарии, заключение С. Б. Адоньевой. СПб: Пропповский Центр, 2014.
  • Олсон Лора, Адоньева Светлана. Традиция, трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины. М.: НЛО, 2016.
  • Адоньева С. Б. Полнота повседневности // Первичные знаки // Назначенная реальность. (С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова) СПб.: Пропповский Центр, 2017
  • Адоньева С.Б. Метафизика повседневности и священное // Первичные знаки / Назначенная реальность. (С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова). СПб.: Пропповский Центр, 2017
  • Адоньева С.ББогатыри – не мы // Сеанс. 2017. Блоги.
  • Адоньева С.Б. Семья, собственность и иерархия. Наследие ХХ века  // Сеанс , 2018.

Инна Сергеевна Веселова

Родилась в 1971 г. в Волгограде. В 1994 г. окончила филологический факультет СПбГУ, в 2000 г. в ИВГИ РГГУ защитила кандидатскую диссертацию («Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции»). Филолог, фольклорист,  антрополог, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Cотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Руководитель ряда научных проектов, поддержанных грантами российских и международных фондов. И.С. Веселова разработала ряд тематических электронных ресурсов, среди которых: «Русский фольклор в современных записях», «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век». Автор многочисленных научных публикаций, редактор и составитель нескольких коллективных монографий и сборников статей, в том числе «Современный городской фольклор» (2003), «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или Oбщество послушания» (2012). С 2011 г. со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

  1. Веселова И. С. «Чудо св. Георгия о змие»: икона и духовный стих // Живая старина. 1996. № 1. С. 21—22.
  2. Веселова И. С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 7—9.
  3. Веселова И. С. «Рассказ» и «разговор»: мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир народной картинки: Материалы Випперовских чтений 1997 г. М., 1999. С. 212, 221.
  4. Веселова И.…
  1. Веселова И. С. «Чудо св. Георгия о змие»: икона и духовный стих // Живая старина. 1996. № 1. С. 21—22.
  2. Веселова И. С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 7—9.
  3. Веселова И. С. «Рассказ» и «разговор»: мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир народной картинки: Материалы Випперовских чтений 1997 г. М., 1999. С. 212, 221.
  4. Веселова И. С. Рассказ как опыт переживания таинственного (по публикациям желтой прессы) // Литературное обозрение. М., 1998. № 2. С. 81—83.
  5. Веселова И. С. Логика московской путаницы (на материале московской несказочной прозы конца ХVШ — начала ХХ в.) // Москва и «московский текст» русской культуры. Сборник статей. М., 1998. С. 98—118.
  6. Веселова И. С. Мифология портрета, или о поводах и причине его заказать // Мифология и повседневность: Мат. науч. конференции 24—26 февраля 1999 г. СПб., 1999. Вып. 2. С. 445—451.
  7. Веселова И. С. Событие жизни — событие текста. Сайт «Виртуальные мастерские в общественных науках». [Электронный ресурс] URL: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/publications.htm
  8. Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. Диссертация на соискание ученой степени канд. филолол. наук.. Специальность  10.01.08. Москва, РГГУ, 2000.
  9. Веселова И. С. «Дневник бабушки Марфы» как образец бытовой словесности // «Наивная литература»: Исследования и тексты. М., 2001. С. 43—85. А также на сайте «Виртуальные мастерские в общественных науках». [Электронный ресурс] URL: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/publications.htm.
  10. Веселова И. С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. М., 2002. С. 171—180.
  11. Веселова И. С. Частная жизнь купеческого города // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. СПб., 2002. С. 219—227.
  12. CD «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век» / Сост., ред. Веселова И.С. СПб., 2002.
  13. Веселова И.С. Гендер в поздравительных открытках // Язык — гендер — традиция: Материалы конференции Пропповского Центра СПбГУ. СПб., 2002. С. 18—23.
  14. Веселова И.С. Нарратология достоверной прозы. Сайт «Русский фольклор в современных записях». [Электронный ресурс] URL:http://www.folk.ru/Research/veselova_narratolog.php?rubr=Research-articles .
  15. Современный городской фольклор / Под ред. А. Ф. Белоусова, И. С. Веселовой, С. Ю. Неклюдова. М., 2003.
  16. Веселова И. С. Прагматика устного рассказа // Современный городской фольклор / Под ред. А. Ф. Белоусова, И. С. Веселовой, С. Ю. Неклюдова. М., 2003. С. 234—244.
  17. Веселова И. С. Тряпичная парадигма, или «В рипках родились, в рипках жили, в рипках и помрем» // Антропологический форум. 2005. 2. С. 289—316.
  18. Веселова И. С. Красные девушки и кумач: цветовые атрибуты праздника // Морфология праздника: Сборник материалов конференции. СПб., 2006. С. 103—119.
  19. Веселова И. С. О степенях достоверности устного рассказа // Фольклор, постфольклор, быт, литература: Сб. ст. к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С. 50—58.
  20. Веселова И. С. Штаны и рассказы о них // АБ-60. Сб. ст. к 60-летию А. К. Байбурина. СПб., 2007. С. 318—324.
  21. Veselova I. “What Am I Writing for?” On Peasant Autobiographical Prose of the 20th Century // Real Stories, Imagined Realities: Fictionality and Non-Fictionality in Literary Constructs and Historical Contexts. Tampere University Press. 2007. P. 305—321.
  22. Веселова И. С. Случай: дискурсивные и поведенческие измерения // Natales grate numeras? Сб. ст. к 60-летию Г. А. Левинтона. СПб., 2008. С. 179—191.
  23. Веселова И. С. «Сiя понятная книшка для выписывания ролей о цар? Максимiан?» — новый список народной драмы // Временник Зубовского института. Вып. 5. Петрушка круглый год. СПб., 2010. С. 79—88.
  24. Веселова И. С. Детские новогодние карнавалы: реестр образов // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: Сб. ст. Пермь, 2010. С. 193—214.
  25. Веселова И. С. Филологический практикум. Речевая и обрядовая культура Русского Севера / Сост., ред. (совместно с А. А. Степиховым). СПб., 2012.
  26. Веселова И. С. Взыскание оценки // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 5—9.
  27. Веселова И. С. Жесты публичной лаудации: доступы к благу // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 11—49.
  28. Веселова И. С. Чебурашка в патрон-клиентских отношениях современной России // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 105—125.
  29. Веселова И. С. Миссия Снегурочки // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 177—197.
  30. Веселова И. С. Первое сентября и Последний звонок: принцип ритуальной анфилады // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания. СПб., 2012. С. 199—239.
  31. Комплекс Чебурашки, или Общество послушания / Сост., общ. ред. Веселова И. С. СПб., 2012.
  1. Веселова И.С., Матвиевская Л.Ф. Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре / И.С. Веселова, Л.Ф. Матвиевская // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб.: ИЛИ РАН, 2015. С. 36 – 40.
  2. Веселова И.С. «Ударилась об землю, обернулась и улетела»: пластика ритуала и метафоры переходных состояний / И.С. Веселова // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации. Материалы международной конференции (Москва, РАНХиГС, 11–12 декабря 2015). / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издательский дом Дело», 2015. С. 46 – 51.
  3. Веселова И.С. Конфликт лояльностей, или Путь за собственным «таланом» (на примере анализа сказок сюжетного типа 402 AT «Царевна-лягушка») // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016. С. 195 – 228.
  4.     Веселова И.С. Управление реальностью: личные имена в ритуальной речи (севернорусское «Виноградье») // Вестник СПбГУ. Серия 9: Филология. Журналистика. Востоковедение. 2016. Вып. 3. С. 15 – 23.
  5. Веселова И.С. Любовные чары, или Магия на службе социально одобренных чувств // Experto crede Alberto : cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. (Studia Ethnologica; вып. 14). С. 124-134.
  1. Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность / Коллективная монография. СПб.: Пропповский центр, 2017.
  2. Веселова И.С. Визуальный инструментарий и эмоциональный опыт. Игры в прятки // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность / Коллективная монография. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 272 – 286.
  3. Веселова И.С. Этос хозяина: геометрический орнамент как таблица справедливого деления // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 93 – 116;
  4. Веселова И.С. Паттерны согласованной реальности: полихромное вязание // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017.С. 195 – 228;
  5. Веселова И.С., Петрова Л.Ф. Народная колористика. Пестрое, яркое и нарядное // Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 229 – 271
  6. Веселова И.С., Степанов А.В. Опыт по ролям: видевший, рассказавший, узнавший//Демонология как семиотическая система. Материалы V международной научной конференции. Москва, РГГУ, 24–26 мая 2018 г. / Сост. и ред. О.Б. Христофорова, Д.И. Антонов. М., 2018. – 196 с. С. 33 - 36.

Юлия Юрьевна Мариничева

Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология  и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

 

  1. Фамильные прозвища на Русском Севере // Международная научная конференция «Полевая этнография 2006»: Материалы конференции. СПб., 2007. С. 246—249.
  1. О сказках… // Предисловие к сборнику «Сказки в записях нового века»: On-line версия. СПб., 2011. (http://www.folk.spbu.ru/).
  1. Обращения и прозвища в локальной традиции // Вестник Поморского университета:…

 

  1. Фамильные прозвища на Русском Севере // Международная научная конференция «Полевая этнография 2006»: Материалы конференции. СПб., 2007. С. 246—249.
  1. О сказках… // Предисловие к сборнику «Сказки в записях нового века»: On-line версия. СПб., 2011. (http://www.folk.spbu.ru/).
  1. Обращения и прозвища в локальной традиции // Вестник Поморского университета: Сборник статей. Архангельск, 2010. № 11. С. 193—196.
  1. Русские сказки о животных: система персонажей // Антропологический форум: On-line версия. СПб., 2011. № 15 (http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/15online/).
  1. «Жаба тебе  в  рот»  или  «фига  в  кармане»:  жесты  противодействия  магической  агрессии  (или  к  вопросу  о  похвале)  // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум: сб.статей / Сост., ред. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 71-79. 
  1. «Бабки уже  выдвигают  — хваленкой  тебя  возьмут» (еще  раз  к  вопросу  о  похвале) // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум: сб.статей / Сост., ред. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 79-84.
  1. «Жаба тебе в рот», «фига в кармане» и другие способы ответить на похвалу (совместно с И.С. Веселовой) // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сб.статей/ сост., общ.ред. И.С. Веселова. СПб.: Пропповский центр, 2012. С. 51-75.
  1. Маркетинга матримониальных отношений, или Как правильно и вовремя хвалить // Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сб.статей/ сост., общ.ред. И.С. Веселова. СПб.: Пропповский центр, 2012. С. 75-105.
  1. Фольклор в свете теории коммуникации и конвенции сказочной речи (совместно с С.Б. Адоньевой) // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум / сост. С. Б. Адоньева, С. О. Куприянова; под общ. ред. С. Б. Адоньевой. – СПб., 2014.С. 11-24.
  1. Севернорусский сенокос: практики конструирования половозрастных отношений // Пол. Политика. Поликультурность. Материалы Седьмой международной конференции РАИЖИ 9-12 октября,  Рязань.  М., 2014. Т. 1. С. 83.
  1. К вопросу об именах собственных в сказочной речи // Вестник СПбГУ. Серия 9. Вып. 3. СПб., 2016. С. 34-41.
  1. Техники тела: история, память и метис // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова (Матвиевская) Л. Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С.
  1. Земская медицина: лечение и / или контроль (по воспоминаниям первых земских врачей) // «Новгород Нижний – Сосед Москве ближний». Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации XIV – XXI веков. Материалы Одиннадцатой международной конференции РАИЖИ 4-7 октября,  Нижний Новгород. М., 2018. Т. 2. С. 213 – 215.

Андрей Викторович Степанов

Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

Публикации:

  1. Некоторые аспекты животноводческой магии на Русском Севере. // Морфология праздника. СПб, 2006. С. 254 – 265.
  2. «Батюшка доброходушка мой, пойдем со мной» (Домовой как индивидуальный дух-покровитель. По материалам Русского севера). // Полевая этнография – 2006. Международная научная конференция. СПб, 2007. С. 254 – 259.
  3. «Левухой на опакишу…» (Материалы по знахарству Вологодской…
  1. Некоторые аспекты животноводческой магии на Русском Севере. // Морфология праздника. СПб, 2006. С. 254 – 265.
  2. «Батюшка доброходушка мой, пойдем со мной» (Домовой как индивидуальный дух-покровитель. По материалам Русского севера). // Полевая этнография – 2006. Международная научная конференция. СПб, 2007. С. 254 – 259.
  3. «Левухой на опакишу…» (Материалы по знахарству Вологодской области). // Живая старина. 2009. №1. С. 16 – 18.
  4. Опыт прагматической интерпретации пространства севернорусской избы: шолныша. // Антропологический форум. 2011 № 15 Online. С. 194 – 215. 
  5. Севернорусская изба: динамика пространства и повседневный опыт (2-я пол. XX – нач. XXI вв.) // Антропологический форум. 2012 № 16 Online. С. 72 – 105. 
  6. Деревенские «знающие»: слагаемые авторитета. // Научный диалог. 2012. № 4. История. Социология. Культурология. Этнография. – С. 136–161.
  7. Животноводческие обряды Северной вологодчины: материалы. // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум. СПб, 2012. С. 231 – 273.
  8. Маргинальная фигура в социальной практике и дискурсе: примак. // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии. Филологический практикум. СПб, 2014. С. 132 – 202 (совместно с Хон О.Г.).
  9. О месте. Этнофеноменологический очерк. // Антропологический форум. 2016. № 28. С. 199 – 220.

Любовь Викторовна Голубева

Фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В  2017 году  защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года  — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

  1. «Женщины все больше носили, тряпки вѝсили»: относ пелен как женская религиозная практика// Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум/  Сост. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб., 2012. С. 29-39
  2. Платок как атрибут памяти в рекрутском обряде //Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум/ Сост. С.Б, Адоньева, С.О. Куприянова; под ред. С.Б. Адоньевой. СПб., 2014.…
  1. «Женщины все больше носили, тряпки вѝсили»: относ пелен как женская религиозная практика// Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум/  Сост. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб., 2012. С. 29-39
  2. Платок как атрибут памяти в рекрутском обряде //Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум/ Сост. С.Б, Адоньева, С.О. Куприянова; под ред. С.Б. Адоньевой. СПб., 2014. С. 57-74
  3. «С горячим приветом к вам Митя»: письма учителя села Вожгора Д.С. Назарова к жене Анне (1939-1941 годы)// Предисловие и  публикация Л.В.  Голубевой/ Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум. СПб., 2014.  
  4. Мужчина в родильном обряде: конфликт дискурса и практики (на материале Русского Севера)/ Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур// Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Том 1. Смоленск, 2016. С. 219-221.
  5. "Одевание" пространства: мягкие границы - строгие правила // Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. № 4(173). Петрозаводск, 2018. С. 19 - 24.

Софья Олеговна Куприянова

Фольклорист, антрополог. Родилась в Ленинграде в 1986 г. В 2010 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2012 году защитила магистерскую диссертацию по теме «Культура укачивания и традиция колыбельных». В  2016 году  защитила выпускную классификационную работу «Традиция колыбельных в русской культуре» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика». С 2004 года участница экспедиций СПбГУ на Русский Север. Участник проектов «Источниковедческий анализ и подготовка звукового аналога «Свода русского фольклора. Былины» (на материалах Фонограммархива отдела фольклора ИРЛИ РАН). (№ проекта 12-34-01056), «Коммуникативные конвенции устной речи» (№ проекта 31.48.1033.2012). Участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Область интересов: фольклор материнства и детства, техники тела, практики повседневности.

Публикации:

  1. Куприянова С.О. К вопросу об адресате колыбельных песен. Тезисы докладов XV международной конференции студентов-филологов. 20-27 апреля 2012 года. СПб., 2012. С. 27-28.
  2. Куприянова С. О. "Песня о Щорсе" в функции колыбельной // Пол. Политика. Поликультурность. Материалы Седьмой международной конференции РАИЖИ. — г. Москва,  — 2014. — С. 662 - 665.
  3. Куприянова С.О. Воспитательная функция колыбельных песен: исследовательская…
  1. Куприянова С.О. К вопросу об адресате колыбельных песен. Тезисы докладов XV международной конференции студентов-филологов. 20-27 апреля 2012 года. СПб., 2012. С. 27-28.
  2. Куприянова С. О. "Песня о Щорсе" в функции колыбельной // Пол. Политика. Поликультурность. Материалы Седьмой международной конференции РАИЖИ. — г. Москва,  — 2014. — С. 662 - 665.
  3. Куприянова С.О. Воспитательная функция колыбельных песен: исследовательская традиция и культурный контекст // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии / Сост. Адоньева С. Б., Куприянова С. О. СПб., 2014. С. 91 - 100.
  4. Куприянова С. О. Номинации адресата в колыбельных песнях // Вестник СПбГУ. Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. № 3. С. 24-33.
  5. Куприянова С. О. Практика убаюкивания в современной городской культуре: материнский фольклор и потребности ребенка // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 3. С. 94-99.

Лилия Федоровна Петрова (Матвиевская)

Родилась в Ленинграде в 1988 г. В 2012 году окончила филологический факультет СПбГУ. Филолог, антрополог, дизайнер-иллюстратор. Куратор тематического Интернет-ресурса www.pragmema.ru, соавтор и дизайнер серии продукции «Русская глиняная игрушка», сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2013 г. сотрудничает с исследовательским проектом «Первичные знаки, или Прагмемы», постоянный участник проекта с 2015 года.

Публикации:

  1. Матвиевская Л. Ф. Взгляд из зыбки: мир вокруг // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 92—111.
  2. Матвиевская Л. Ф. «Во пиру ли я была да во компаньюше»: внесемейная организация социума // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 112—123.
  3. Матвиевская Л. Ф. Интенции, компетенции и импликации: «трудности…
  1. Матвиевская Л. Ф. Взгляд из зыбки: мир вокруг // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 92—111.
  2. Матвиевская Л. Ф. «Во пиру ли я была да во компаньюше»: внесемейная организация социума // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 112—123.
  3. Матвиевская Л. Ф. Интенции, компетенции и импликации: «трудности перевода» при общении фольклориста и информанта // Антропология. Фольклористика. Социолингвистика. Конференция студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 28 – 30 марта 2013. Сборник тезисов. С. 78—79. URL: https://eu.spb.ru/images/et_dep/conf/tezisy_faeuspconf2013.pdf.
  4. Веселова И.С., Матвиевская Л.Ф. Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре / И.С. Веселова, Л.Ф. Матвиевская // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб.: ИЛИ РАН, 2015. С. 36 – 40.
  5. Веселова И. С., Петрова Л. Ф. Народная колористика. Пестрое, яркое и нарядное // Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова Л. Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 229—271.

Надежда Александровна Курзина

Родилась в Санкт-Петербурге в 1992 г. С 2010 года принимала участие в фольклорно-этнографических экспедициях СПБГУ. В 2015 году закончила бакалавриат, тема выпускной работы: "Фольклорный и обрядовый контекст социального статуса: Молодка. Русский Север".
В 2017 году защитила магистерскую диссертацию на тему: "Девья воля и бабья волокита" - героини севернорусских волшебных сказок. С 2018 года -  сотрудник  АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Публикации:

1.     Курзина Н.А. Незнакомую старушку надо матушкой назвать»: к вопросу об отношениях свекрови и молодки //Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: филологический практикум. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 262-269.
2.«Телесные жесты в отношениях свекрови и молодки: Замуж-то пойдёшь, дак свекрови пади в ноги» // СПБГУ XVI Международная конференция студентов-филологов. СПб., 2013.

3.«Сказочные персонажи и роли: «злодейка»»…

1.     Курзина Н.А. Незнакомую старушку надо матушкой назвать»: к вопросу об отношениях свекрови и молодки //Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: филологический практикум. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 262-269.
2.«Телесные жесты в отношениях свекрови и молодки: Замуж-то пойдёшь, дак свекрови пади в ноги» // СПБГУ XVI Международная конференция студентов-филологов. СПб., 2013.

3.«Сказочные персонажи и роли: «злодейка»» // СПБГУ XIX Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2016.

4.«Благословите на ней жениться – у ней есть хорошее платье». Комментарии сказочников в сказках // СПБГУ XX Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2017.

5.Трудности капитализации в песенном творчестве одной исполнительницы // СПБГУ XXI Открытая конференция студентов-филологов. СПб., 2018.

Ольга Борисовна Левицкая

Ольга Борисовна Левицкая - социо-лингвист, специалист по сравнительному фольклору и кросс-культурным исследованиям; активный участник образовательных, популяризаторских и научных инициатив, член Международной Ассоциации по Исследованию Фольклорных Нарративов (ISFNR). В качества полевого этнографа и социолингвиста проводила полевые исследования в Архангельской и Вологодской области (1980-1987; 2001); в Израиле (1992, город Кирьят-Ата, проект «Идишские пословицы в советской орфографии»); в Канаде (2003-2005, Торонто, проект «Трехязычное переключение кода в среде подростков из стран бывшего Советского Союза», университет Йорк; 2009, проект «Иммигрантские языки Торонто», университет Торонто). Ольга вела университетские курсы по лингвистике в унивеситете Йорк и оттавском университете, и университете Уагадугу, Буркина Фасо (2011-2012).