«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Разгневанные тени, или "забытые" социальные институты

Цена -  10 000 руб.

Где купить - АНО "Пропповский Центр" +7(921)887-78-00

Курс лекций о неформальных институтах, о правилах, поддерживаемых и «забытых»...

 

Поверхность настоящего складывает в узор рисунки, поднимающиеся из глубин прошлого. И – что очень важно – глубина того или иного рисунка различна. Это завораживает. Среди них есть рисунки, которые известны (например – оплакивание умерших), и есть, которые мы не способны различить. Но в этом нам могут помочь другие культуры. Например, исома – ритуал исцеления бесплодия у ндембу (Центральная  Африка), описанный Виктором Тэрнером.

«Последние, но самые важные участники ритуала исомы, — невидимы. Это разгневанные тени, духи матрилинейных предков женщины, которые когда-то тоже стали адептами этого культа — духи ее матери или ее бабушки. Таким образом, принадлежность к культу охватывает всех членов линиджа и  деревни, вовлекает их во временное взаимодействие с группой, которую можно назвать общиной пострадавших от того же типа несчастья, которое сейчас переживает кандидат-пациент».

Мы назвали наш лекционный курс «Разгневанные тени, или «Забытые» социальные институты».

Институт —   правило с определенным механизмом его поддержания[1].

На курсе мы говорим о неформальных институтах, о правилах, поддерживаемых и «забытых».

Стоимость  курса — 10 000 руб.

Для оплаты курса пишите на почту pragmema-1@yandex.ru ( в теме письма укажите название курса)

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ:

  1. «Молчаная вода» и тихая трапеза. История и культура крестьянского сословия. Крестьянская цивилизация (Карло Леви, Дж. Скотт, Теодор Шанин, Дж. Агамбен). – С. Адоньева
  2. Община, коммуна и сообщества, основанные на клятве. Отто Герхард Эксле о городских общинах раннего Средневековья и русские крестьянские общества накануне 1 мировой войны. – С. Адоньева
  3. Владение, пользование и другие отношения собственности: земля, покос, надел, усадьба. – А. Степанов, С. Адоньева.
  4. «Старая вера» и иные резистентные практики жизни: древности и редкости. Старообрядцы как архивариусы поневоле. Эпос сохраняется там, где лояльны его этическим форматам. Роудмуви идентичности: индивидуальные «паломничества» как траектория объединения. – И. Веселова
  5. Альтернативные истории и разные памяти в жанрах русского фольклора: исторические песни, рассказы и духовные стихи. Помнящий коллектив. Искусство забывания и драмы молчания. – И. Веселова
  6. Институт брака и патриархат. Баховен, «матриархат» и иные формы социальных иерархий. Матрилокальность современной России. – С. Адоньева
  7. Возрастные классы и сословные «достоинства»: «Петровичи» и «Ивановны», «дамы», «господа», «девушки», «отцы» и «братья» – архаика на поверхности языка и практики. – С. Адоньева
  8. Разгневанные тени: исключенное прошлое. Реконструкции. – С. Адоньева, И. Веселова

О лекторах:

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.