«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Светлана Адоньева

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Основные работы:

  • Warner, E., Adonyeva, S. We Remember, We Love, We Grieve: Mortuary and Memorial Practice in Contemporary Russia. University of Wisconsin Press, 2021.
  • Адоньева С. Б. Ритуал Крестной Славы и патриархальный порядок: антропологический этюд // Русский фольклор. Т. XXXVIII: Сб. статей и материалов памяти Виктора Евгеньевича…

Основные работы:

  • Warner, E., Adonyeva, S. We Remember, We Love, We Grieve: Mortuary and Memorial Practice in Contemporary Russia. University of Wisconsin Press, 2021.
  • Адоньева С. Б. Ритуал Крестной Славы и патриархальный порядок: антропологический этюд // Русский фольклор. Т. XXXVIII: Сб. статей и материалов памяти Виктора Евгеньевича Гусева / отв. ред. Некрылова. СПб.: Наука, 2021. С. 448–455.
  • Адоньева С., Овчинникова О. (Сост.) Русские заветные сказки: Из собрания А. Н. Афанасьева / сост. С. Адоньевой, О. Овчинниковой; вступ. ст., примеч. С. Адоньевой. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2020.
  • Адоньева С. Б. Заветные сказки // Русские заветные сказки: Из собрания А. Н. Афанасьева / сост. С. Адоньевой, О. Овчинниковой; вступ. ст., примеч. С. Адоньевой. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2020. С. 5–14.
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора: своя чужая речь // Антропологический поворот в фольклористике: материалы XX Международной школы по фольклористике и культурной антропологии / сост.: Н.С. Петрова, О.Б. Христофорова, М.С. Суханова. М.: РГГУ, 2020. С.6–9.
  • Адоньева С. Б., Степанов А. В. (Сост.) Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века: в 2 т. СПб.: Пропповский Центр, 2020. Т. 1: Архангельская коллекция. Т. 2: Вологодская коллекция / Сост. С. Б. Адоньева, А. В. Степанов; вступ. статья С.  Б.  Адоньевой; коммент. А.  В.  Степанова, подг. текстов А.  В.  Степанова, А. Ю. Цветковой, А. А. Гавриленко; под общ. ред. С.  Б.  Адоньевой.
  • Адоньева С. Б. Заговоры, обереги и лечебные ритуалы севернорусских деревень // Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века: в 2 т. СПб.: Пропповский Центр, 2020. Т. 1. С. 11–54.
  • Адоньева С. Б. Предисловие. Антропология на злобу дня // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки / Под ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2020. С. 5–6.
  • Адоньева С. Б. Ритуалы бедствия и заветные праздники // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки / Под ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2020. С. 7–45.
  • Адоньева С. Б., Курзина Н. А., Мариничева Ю. Ю. Деревенские пожары: диалог со стихией // Ритуалы бедствия. Антропологические очерки / Под ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2020. С. 130–152.
  • Levitski, O., Adonyeva, S. Ritual Speech Register, Speaking
    Conventions, and Social Order in the Russian North // International Journal of Critical Cultural Studies. 17 (2): 15-31. DOI:10.18848/2327-0055/CGP/v17i02/15-31.
  • Адоньева С. Б. Электронный архив «Российская повседневность» // Русская литература. 2019. № 4. С. 223–224.
  • Адоньева С. Б. Аудиовизуальная фиксация ритуального фольклора: воплощение формы // Новые российские гуманитарные исследования. 2019. №14. С. 145.
  • Адоньева С. Б. Похоронные плачи, структуры памяти и основания жизненного мира // IV Всероссийский конгресс фольклористов: Тула, 1–5 марта 2018 г.: сб. науч. ст. в 3 т. Т. 2: Многообразие фольклорных традиций: история и современность / сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; ред. А. Б. Ипполитова. — М.: ГРДНТ имени В. Д. Поленова, 2019. С. 304-314. DOI: 10.24411/9999-022A-2019-10238
  • Адоньева С. Б. Корова — мать: ключ к сюжету «Крошечка-хаврошечка» // Сказка и Миф. 2019. №2 (2).
  • Adonyeva, S. A letter to the “King of the forest”. Contemporary magic practice in Russia // Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life / Ed. by Éva Pócs; Znanstvenoraziskovalni center slovenske akademije znanosti in umetnosti (Scientifc Research Centre of the Slovenian Academy of Sciences and Arts). Lubljana: Založba ZRC, ZRC SAZU, 2019. P. 17–23.
  • Адоньева С. Б. Российская наука о народе: от эволюционизма к феноменологии // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 4. С. 159–172.
  • Адоньева С. Б. Фольклорная форма и общее чувство // III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7 февраля 2014 г.): Сб. науч. ст. В 5 т. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития / сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; ред. А. В. Лобанова. М., 2019. С. 228–233.
  • Адоньева С. Б. Опыт поля в дневниках исследователей Русского Севера: записи Натальи Павловны Колпаковой // Из истории русской фольклористики. Вып. 11: К юбилею Валерии Игоревны Ереминой / отв. ред. А. Ф. Некрылова; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 158–187.
  • Адоньева С. Б. Семья, собственность и иерархия. Наследие ХХ века  // Сеанс, 2018.
  • С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский Центр, 2017.
  • Адоньева С. Б. Метафизика повседневности и священное // Первичные знаки / Назначенная реальность. (С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова). СПб.: Пропповский Центр, 2017.
  • Адоньева С. Б. Полнота повседневности // Первичные знаки / Назначенная реальность. (С. Адоньева, И. Веселова, Ю. Мариничева, Л. Петрова) СПб.: Пропповский Центр, 2017.
  • Адоньева С. Б. Деревня: стигматы сословия // Диалоги о Шукшине: материалы первой международной научно-исследовательской конференции. Москва: Фонд возрождения национального культурного наследия имени В. М. Шукшина «Формула успеха», 2017. С. 7–18.
  • Адоньева С. Б., Хворостьянова Е. В. Герасимова Наталья Михайловна // Русские литературоведы XX века: Библиографический словарь / под ред. О. А. Клинг, А. А. Холиков. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. Т. 1: А–Л. С. 237–238.
  • Адоньева С. Б. Народный дизайн как высказывание // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 123–124.
  • Адоньева С. Б. Богатыри – не мы // Сеанс. 2017. Блоги.
  • Олсон Лора, Адоньева Светлана. Традиция, трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины. М.: НЛО, 2016.
  • Первое лицо. Единственное число. Мужской род / Дневники Лукичева и Беспалова/ Составление, вступительная статья, комментарии, заключение С. Б. Адоньевой. СПб: Пропповский Центр, 2014.
  • Olson Laura, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. — University of Wisconsin Press, 2013.
  • Адоньева С. Б. Символический порядок. СПб.: Амфора, 2011.
  • Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. СПб.: Амфора, 2009.
  • Адоньева С. Б. Деревенская частушка ХХ века. СПб.: СПбГУ, 2006.
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб.: СПбГУ, 2004.
  • Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени. Антропологические очерки. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. (Ethnographica Petropolitana).
  • Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: СПбГУ, 2000.

// Сказки и миф. Психология. Наука. Искусство. № 2, 2021 (6). С. 76 - 87

// Русский фольклор. XXXVIII. Материалы и исследования. Памяти Виктора Евгеньевича Гусева / Отв. ред. А. Ф. Некрылова. СПб.: Наука 2021. С. 448-455.

// Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2020. C.7 - 45

Levitski, Olga , and Svetlana Adonyeva. 2019. "Ritual Speech Register, Speaking Conventions, and Social Order in the Russian North." The International Journal of Critical Cultural Studies 17 (2): 15-31. doi:10.18848/2327-0055/CGP/v17i02/15-31.

Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life. LJUBLJANA 2019 // http://sms.zrc-sazu.si/pdf/Charms_and_charming_2019.pdf

из сб. "IV Всероссийский конгресс фольклористов". Том II. С. 304 - 314.

Адоньева С.Б. Опыт "поля" в дневниках исследователей Русского Севера: записи Натальи Павловны Колпаковой // Из истории русской фольклористики. Вып.11: К юбилею Валении Игоревны Ереминой / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. _ Спб.: Свое издательство, 2018. С.158-187

// Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации XIV–XXI веков. Материалы Одиннадцатой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 4–7 октября 2018 г., Нижний Новгород. В 2-х томах/Отв. редакторы: Н. Л. Пушкарева, Н. А. Гронская, Н. К. Радина. — М.: ИЭА РАН, 2018. Т. 1. с. 323-325

Статья из сборника "Воспоминания о Шукшине" (Составители - Любовь Аркус, Василий Степанов...)

// конференция "Диалоги о Шукшине"...

Лора Олсон, Светлана Адоньева. «Традиция, трансгрессия, компромисc: Миры русской деревенской женщины». Издательство "Новое литературное обозрение", 2016.

Лора Олсон, Светлана Адоньева. «Традиция, трансгрессия, компромисc: Миры русской деревенской женщины». Издательство "Новое литературное обозрение", 2016.

Этот доклад был представлен в ноябре 2014 на открытом семинаре Dashkova Open Seminar (The Princess Dashkova Russian Centre, The University of Edinburg)

Из сборника статей "Фольклорная традиция: фиксация и интерпретация" ( СПб., 2013)

Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Символический порядок / Светлана Адоньева. — СПб: Пропповский центр: Амфора. ТИД Амфора, 2011 — 167 с.: илл. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Символический порядок / Светлана Адоньева. — СПб: Пропповский центр: Амфора. ТИД Амфора, 2011 — 167 с.: илл. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Символический порядок / Светлана Адоньева. — СПб: Пропповский центр: Амфора. ТИД Амфора, 2011 — 167 с.: илл. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Символический порядок / Светлана Адоньева. — СПб: Пропповский центр: Амфора. ТИД Амфора, 2011 — 167 с.: илл. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Символический порядок / Светлана Адоньева. — СПб: Пропповский центр: Амфора. ТИД Амфора, 2011 — 167 с.: илл. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Символический порядок / Светлана Адоньева. — СПб: Пропповский центр: Амфора. ТИД Амфора, 2011 — 167 с.: илл. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).

Глава из книги Дух народа и другие духи / Светлана Адоньева. — СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2009. — 287 с.: илл.

Глава из книги Дух народа и другие духи / Светлана Адоньева. — СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2009. — 287 с.: илл.

Глава из книги Адоньева С. Б. "Дух народа и другие духи"

Отрывок из книги Адоньева С. Б. Деревенская частушка XX века . СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; СПб., 2006 Исследование посвящено прагматике фольклорных жанров (заговоров, частушек, причитаний), которые рассматриваются как особые, предоставляемые человеку традицией, стратегии поведения. В качестве материала использованы результаты полевых исследований автора на территории Белозерского края.

Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; ЗАО ТИД «Амфора», 2004. Исследование посвящено прагматике фольклорных жанров (заговоров, частушек, причитаний), которые рассматриваются как особые, предоставляемые человеку традицией, стратегии поведения. В качестве материала использованы результаты полевых исследований автора на территории Белозерского края.

Статьи и материалы международной научно-практической конференции 3-5 октября 2003 г. Языки страха: женские и мужские стратегии поведения / Под ред. Н. М. Герасимовой, Е. Л. Мадлевской. СПб., 2004.

#64  Эпос. Эпизод # 12 (12 апреля 2022)

#63  Эпос. Эпизод # 11 (05 апреля 2022)

#62  Эпос. Эпизод # 10 (29 марта 2022)

#61  Эпос. Эпизод # 9 (28 марта 2022)

#60  Эпос. Эпизод # 8 (25 марта 2022)

#59  Эпос. Эпизод # 7 (15 марта 2022)

#43 О заговорах и оберегах (15 сентября 2021)

#41 Миссия святочных песен (01 сентября 2021)

#40 О сюжете сказки Морозко (25 августа 2021)

#16 Русские вопленницы (17 февраля 2021)

Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился 1852 года. С 14 лет руководил ситценабивной фабрикой, доставшейся в наследство от деда. Помимо фабрики, дед Диодор оставил в наследство внуку лист бумаги с наставлением: «Доверчивость, качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Тщетно суетный и развращенный свет старается делать её смешною… Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии». Как можно судить по коллекциям, собранным внуком, он следовал наставлению неизменно.

Подробнее…

Праздники городов и селений, которые мы застаем в разных странах, очень часто оказываются отсылками к событию, которое было когда-то пережито этим городом или селением, предками тех, кто теперь здесь живет. Случилось стихийное бедствие, сообщество смогло различить акт проявления Промысла и ответило обетом на призыв. Память о нем длится в обетных праздниках, празднуемых ежегодно. Артефакты праздника (ряжение, шествия, трапезы) отсылают к тому событию. Святыня памяти создает солидарность локального сообщества.

Подробнее…

Рассказывая о семье, современные россияне говорят о любви и привязанности, о заботе и попечении, а также об обидах и ссорах, то есть говорят о чувствах. И совсем не говорят и, очевидно, даже не думают о социальном порядке, который определяет семья: совсем не говорят о собственности и подчинении. Хотя имущество человека, его материальное состояние, – это именно то, что с семьей связано напрямую, а главенство определяет порядок семьи. Именно в семье человек осваивает навыки иерархии: кто, кому и на каких основаниях должен подчиняться, а также кто, за кого и на каких основаниях должен отвечать. Мы рассмотрим отношения собственности и иерархии в исторической динамике структуры российской семьи.

Подробнее…

В узнавании всегда участвует что-то, что было в прошлом: мы опознаем только то, что различаем : наш опыт не свободен. Он был задан высказываниями и действиями других людей, которые совершали какие-то операции и тем самым обнаруживали объекты в их связях и отношениях. Старые фотографии, в которых, казалось бы, запечатлена история, обнаруживают несовпадение опыта, смысл, возникающий из-за этого сдвига, делает различимым то, в чем мы находимся сейчас.

Подробнее…

В узнавании всегда участвует что-то, что было в прошлом: мы опознаем только то, что различаем : наш опыт не свободен. Он был задан высказываниями и действиями других людей, которые совершали какие-то операции и тем самым обнаруживали объекты в их связях и отношениях. Старые фотографии, в которых, казалось бы, запечатлена история, обнаруживают несовпадение опыта, смысл, возникающий из-за этого сдвига, делает различимым то, в чем мы находимся сейчас.

Подробнее…

Коллективное хождение, когда важен процесс, а не направление, участие, а не результат, форма, а не практическая эффективность, несомненно, символический акт. Предметом нашего анализа станет одно из таких шествий – первомайская демонстрация: действо, в котором приняли участие все, кто родились в нашей стране до начала 1980х годов. Родившиеся позже вообще не знают, как связаны колонны демонстрантов с попрыгайчиками, воздушные шары с классовой принадлежностью, а общее «ура» с портретами старых мужчин в шляпах. Анализ забытых коллективных действ позволяет сделать различимой миссию действ актуальных для сегодняшнего дня.

Подробнее…

Граждане СССР впервые узнавали о женском дне 8 марта в детском саду: нужно было сделать подарок для мамы и бабушки своими руками. Жители постсоветской России поздравляют в этот день старших женщин своей семьи, школьных учительниц и воспитательниц в детском саду. А еще женщины-сотрудницы поздравляют друг друга, а их, в свою очередь, поздравляет начальник-мужчина. На примерах празднования Международного женского дня 8 марта в советской и постсоветской России мы будем рассматривать процесс производства гендерной идентичности.

Подробнее…

У древних греков агоном называлась всякая борьба и состязание, устраиваемые по случаю праздника, в том числе и состязания в речи. Речевая атака, выстроенная при помощи строго определенной поэтической формы, слава, стяжаемая победителем в таком состязании, в равной степени определяют черты русской крестьянской частушки, репа и праздничного речевого поведения иных современных культур.

Подробнее…

Советская власть пришла с новым проектом семьи и собственности. Она отменяла патриархальность, а следовательно, и тот порядок свадебного ритуала, который был на патриархальности основан. На примере советских и постсоветских свадеб мы рассмотрим динамику семейных ценностей и социальных порядков, которые стояли на повестке дня советского общества, а также и те, которые служат каркасом для современного института брака

Подробнее…

Крестьянская свадьба - сложное ритуально-театральное действо, в которое вовлекалось все крестьянское общество. Оно предполагало публичность и таинство, посвящаемых (мистов) и посвящающих (мистагогов), публику и хор, музыку и пляску. Свадебный ритуал исполнялся особыми ритуальными ролями, которые именовались «чинами». Свадьба предполагала зрителей — не званых, но непременно приходящих посмотреть. Ее можно было смотреть на деревенской улице, но можно было наблюдать и то, что происходило в домах: двери на время деревенской свадьбы держали открытыми.

Подробнее…

Купеческая и дворянская свадьбы отличалась от свадьбы крестьянской настолько, насколько жизненный мир крестьянского сообщества отличались от мира дворянства и купечества. Общими чертами этих миров были те, что определялись государственным законом и религиозным порядком конфессии, к которой относились подданные. Общим правилом во всех сословиях был родительский выбор: он основывался на возможности посредством принятия в свой род женщины из другого рода или передачи в другой род дочери расширить и укрепить социальное положение семей. Перед лицом Бога в акте венчания и перед лицом «мира» в актах свадебных церемоний семьи создавали новые союзы. Браки обеспечивали воспроизводство социальной ткани общества.

Подробнее…

В ритуале свадьбы предъявляется и согласовывается тот проект семьи, который находится на повестке дня всего общества и тех семей, которые вовлечены в его исполнение. В согласовании проекта участвуют сами новобрачные: обсуждая сценарий свадьбы, жених и невеста иногда впервые узнают о семейных сценариях друг друга. Согласованием занимаются семьи жениха и невесты – отцы и матери, их братья и сестры (тети и дяди новобрачных), а также дедушки и бабушки - внося свою лепту деньгами, речами, эстетическими решениями собственных нарядов и высказываемой оценкой торжества. В согласовании актуального проекта супружества участвует государство: отделы ЗАГС не только юридически фиксируют событие брака, но и вносят свой вклад в его символическую трактовку. В отличие от юридических документов, которые определены законодательством, регулирующим брачные нормы, свадебная церемония посредством множества символических действий предъявляет чаяния и идеалы.

Подробнее…

Когда жанр русских причитаний впервые стал достоянием публики, в нем видели лишь поэзию. Горький, впервые услышав Ирину Федосову на Нижегородской ярмарке, писал: «Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях». Лишь несколько европейских культур сохранили обычай причитаний до наших дней: обычай говорить с мертвыми о своем горе.

Подробнее…

Ученые рассматривают одежду как знаковую систему (язык). На языке одежды люди разговаривают друг с другом, и, в отличие от других языков, на этом языке не смолчать. Но о чем ведется разговор? Стремление одеваться «к лицу» обнаруживает повестку таких разговоров – это высказывание о том, каково мое «лицо»: кем я хочу, или обязан быть. Изменение языка костюма прямо связано с изменением действующих лиц в социальной драме жизни. Мы обсудим, какие роли предлагает современность.

Подробнее…

Возможность взгляда вдаль в Византии и Древней Руси признавалась на уровне права: «Если представляется вид на гавань, залив… со стороны села или города, … то такой вид… ни в коем случае не должен быть нарушен, поскольку обозревающим доставляется этим много душевных наслаждений» (писал в своем трактате архитектор VI в. Симеон Аскалонит). В деревнях это правило сохраняется значительно дольше, чем в городах. Наслаждение видом как особое занятие закреплено наличием одинокой скамейки на высоком берегу реки. Эстетическое переживание схождения небес, земли и вод относится к разряду благ, которые можно с кем-то разделить, но невозможно присвоить.

Подробнее…

Обычай и обряд — основной способ подтверждения тех ценностей и норм, кото­рым следует общество. Свадебный обряд в Рос­сии за 100 лет изменялся кардинально. Мы будем говорить о том, какие ценности обнаруживает современная свадьба и как она связана со свадьбой традиционной.

Подробнее…

В лекции речь пойдёт о том, почему малоизвестный до 30-х годов ХХ века фольклорный сюжет о Хозяйке Медной горы через 20 лет стал традиционным элементом русской национальной мифологии.

Подробнее…

Романсы вошли в русскую традицию в девятнадцатом веке через литературные источники — чаще всего, это стихи поэтов XVIII века. Они стали массовым явлением благодаря дешевым изданиям, их полюбили представители всех социальных слоев. Тематика романсов: неразделенная или обманутая любовь, брак по расчету, побег с любовником, предательство и нарушение обещаний. Исполнению любовных желаний всегда что-нибудь мешает: верной любви противопоставляется измена или общественное осуждение из-за социального неравенства героя и героини. Когда упоминается судьба, то на нее ссылаются как на объяснение несчастья.

Подробнее…

Продукты | Семинары (7)

Краеведение: семья и память локальных сообществ
Краеведение: семья и память локальных сообществ

Подробнее…

Ритуалы бедствия
Ритуалы бедствия

Подробнее…

Ритуалы временных порогов: Новый год
Ритуалы временных порогов: Новый год

Подробнее…

Дарить, благословлять, благодарить: практики расточения блага
Дарить, благословлять, благодарить: практики расточения блага

Подробнее…

Духи места: фигуры опыта
Духи места: фигуры опыта

Подробнее…

Материнство в ситуациях кризиса: водворять, править и отпускать
Материнство в ситуациях кризиса: водворять, править и отпускать

Подробнее…

Видеокурс
Видеокурс "Традиционный русский фольклор: как это работает"

Подробнее…

Продукты | Книги (10)

Ритуалы бедствия: антропологические очерки
Ритуалы бедствия: антропологические очерки

Подробнее…

Магические практики севернорусских деревень (ТОМ II)
Магические практики севернорусских деревень (ТОМ II)

Подробнее…

Магические практики севернорусских деревень (ТОМ I)
Магические практики севернорусских деревень (ТОМ I)

Подробнее…

Первичные знаки. Назначенная реальность.
Первичные знаки. Назначенная реальность.

Подробнее…

Мужской род. Первое лицо. Единственное число
Мужской род. Первое лицо. Единственное число

Подробнее…

Коммуникативные конвенции и социальные сценарии
Коммуникативные конвенции и социальные сценарии

Подробнее…

Комплекс Чебурашки, или Общество послушания
Комплекс Чебурашки, или Общество послушания

Подробнее…

Деревенская частушка ХХ века
Деревенская частушка ХХ века

Подробнее…

Символический порядок
Символический порядок

Подробнее…

Прагматика фольклора
Прагматика фольклора

Подробнее…