«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Светлана Адоньева

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Лекции (18)

Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился 1852 года. С 14 лет руководил ситценабивной фабрикой, доставшейся в наследство от деда. Помимо фабрики, дед Диодор оставил в наследство внуку лист бумаги с наставлением: «Доверчивость, качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Тщетно суетный и развращенный свет старается делать её смешною… Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии». Как можно судить по коллекциям, собранным внуком, он следовал наставлению неизменно.

Подробнее…

Праздники городов и селений, которые мы застаем в разных странах, очень часто оказываются отсылками к событию, которое было когда-то пережито этим городом или селением, предками тех, кто теперь здесь живет. Случилось стихийное бедствие, сообщество смогло различить акт проявления Промысла и ответило обетом на призыв. Память о нем длится в обетных праздниках, празднуемых ежегодно. Артефакты праздника (ряжение, шествия, трапезы) отсылают к тому событию. Святыня памяти создает солидарность локального сообщества.

Подробнее…

Рассказывая о семье, современные россияне говорят о любви и привязанности, о заботе и попечении, а также об обидах и ссорах, то есть говорят о чувствах. И совсем не говорят и, очевидно, даже не думают о социальном порядке, который определяет семья: совсем не говорят о собственности и подчинении. Хотя имущество человека, его материальное состояние, – это именно то, что с семьей связано напрямую, а главенство определяет порядок семьи. Именно в семье человек осваивает навыки иерархии: кто, кому и на каких основаниях должен подчиняться, а также кто, за кого и на каких основаниях должен отвечать. Мы рассмотрим отношения собственности и иерархии в исторической динамике структуры российской семьи.

Подробнее…