«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

«Прагмема» в Михайловском. Осень 2014

Проект представляет его автор — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева:
— Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Чем больше мир человека, тем большей ответственностью за него он обладает. Маленький мир очерчен границами потребностей человека как вида (пища, безопасность, продолжение рода) и человека как члена общества (потребность в привязанности и принадлежности, потребность уважении и одобрении). Над первичными потребностями размещаются те, которые делают мир большим, ― потребность в красоте, потребность в познании мира, Бога и себя в их красоте и истине. Абрахам Маслоу в начале 50-х годов прошлого века назвал эти потребности высшими. Такие потребности чаще всего реализуются практиками досуга.
— Искусство как практика досуга — концерты, спектакли, выставки — составляет значимую часть жизни современного человека. Искусство как знание на сегодняшний день оказалось исключенным из публичной сферы: мы больше знаем об открытиях в области физики и математики, чем в области живописи, архитектуры или музыки. История искусств исчезла из общеобразовательных программ. Меж тем это живая, активно развивающаяся область знания, достижения и открытия которой составляют общенациональную ценность. Для того, чтобы любить свою культуру, стоит знать, что в ней достойно уважения, восхищения, удивления и любви. Для того, чтобы понимать современную реальность, стоит знать ее «точки сборки», которыми и ведает искусство. Рассказам о таких вещах и будут посвящена программа интеллектуального досуга.

Автор проекта − д.ф.н., проф. Светлана Адоньева
Куратор встреч по истории театра и художественной культуре Петербурга − театровед, фольклорист, историк культуры, к.и. Анна Некрылова
Куратор встреч по истории и теории музыки − этномузыковед, музыкальный критик, к.и. Евгения Хаздан
Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитекутре − филолог, визуальный антрополог, к.ф.н. Инна Веселова
Куратор встреч, посвященных истории изобразительного искусства и иконографии − филолог, искусствовед, медиевист, к.и. Лана Иванова

14 сентября 2014, начало в 15:30

В лекции речь пойдёт о том, почему малоизвестный до 30-х годов ХХ века фольклорный сюжет о Хозяйке Медной горы через 20 лет стал традиционным элементом русской национальной мифологии.

Подробнее…

12 октября 2014, начало в 15:30

Голос Нехамы Лифшицайте был голосом «оттепели», для многих её появление на эстраде стало надеждой на возрождение культуры. Её индивидуальная манера исполнения еврейских песен отличалась от того, к чему привыкли советские слушатели, знакомые песни стали звучать в её исполнении по-новому.

Подробнее…

26 октября 2014, начало в 15:30

«Сперва мужской был создан пол, Затем, окончив школу, Творец вселенной перешёл К прекраснейшему полу!» Это шутливое четверостишие Роберта Бернса обусловлено не только здравым взглядом на представителей рода человеческого, но и опытом мирового изобразительного искусства. Вдохновлённые женской красотой художники всех времён и народов, прибегали к жанру «ню», чтобы показать бесконечное разнообразие женской наготы.

Подробнее…

09 ноября 2014, начало в 15:30

Театр кукол, один из древнейших видов зрелищного искусства, и сегодня остаётся ведущей театральной формой, адресованной детям. Вместе с тем, раздвигая привычные границы, куклы проникают и в иные сферы зрелищной культуры.

Подробнее…

30 ноября 2014, начало в 15:30

Геометрические и фигуративные орнаменты украшали повседневные предметы крестьянского быта. Расписные прялки, браные рубахи, вязаные рукавицы отражали представления их создателей о красоте и гармонии. Связь между жизненным и орнаментальным порядками и будет предметом лекции.

Подробнее…

07 декабря 2014, начало в 15:30

Роспись храма можно рассматривать как композицию словесного произведения. «Точка зрения» − место взаимодействия организованного пространства и человека, находящегося в нем; эта позиция задается архитектурой и декорацией. Поискам ответа на вопрос, какая роль отведена нам, входящим в храм, как наша активность подчинена архитектурным и художественным формам, и будет посвящена лекция.

Подробнее…

14 декабря 2014, начало в 15:30

Маленькие дети учатся говорить, воспринимая речь окружающих взрослых. Темой лекции будут особенности речи русскоговорящих родителей, так называемый «язык нянь», и то, какое воздействие он может оказать не только на речь ребенка, но и на детское сознание.

Подробнее…

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).

Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.

Мария Воейкова — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия» (Новосибирск, 2013); «Становление имени» (М., 2015).