«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Тело, память и речь ( ВЕСНА 2020)

Память, тело и речь –  «Прагмема» и Новая сцена Александринского театра

 

Дефицит будущего  - значимый вызов современной жизни. Причина его кроется в недостатке прошлого. Прошлое почти для каждого россиянина не глубже памяти двух предшествующих поколений, далее простирается монументальная история страны, не связанная с твоим настоящим чередой тел и дел твоих предков. «Память это зеркало, в котором мы рассматриваем отсутствующих», заметил французский мыслитель Жозеф Жубер. В зеркале же мы, обычно, видим себя. Связь с отсутствующими различима на уровне памяти тела: те, кто были до нас, присутствуют в наших привычках. Связь с ними обеспечена нашей речью: мы живем в мире слов, существовавших задолго до нас. О связях речи и памяти, тела и хранящегося в нем прошлого, о лояльности прошлому и разрыве, обеспеченном разными культурными и идеологическими проектами, будут говорить на своем материале лекторы, приглашенные в наш проект.

 

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева

 

При поддержке фонда ALMA MATER

 

ВХОД ПО РЕГИСТРАЦИИ

02 февраля 2020, начало в 16:00

В узнавании всегда участвует что-то, что было в прошлом: мы опознаем только то, что различаем : наш опыт не свободен. Он был задан высказываниями и действиями других людей, которые совершали какие-то операции и тем самым обнаруживали объекты в их связях и отношениях. Старые фотографии, в которых, казалось бы, запечатлена история, обнаруживают несовпадение опыта, смысл, возникающий из-за этого сдвига, делает различимым то, в чем мы находимся сейчас.

Подробнее…

23 февраля 2020, начало в 16:00

Аркадий Пластов: конформист или убежденный деревенщик? Что скрывается за видимым в его картинах? В чем смысл живописного высказывания одного из самых обласканных властью мастеров? Вопросы, связанные с осмыслением искусства Пластова, не только о давней истории, но и о нашем сегодняшнем: как мы в XXI веке воспринимаем то, чем восхищался и что оплакивал художник в середине века XX.

Подробнее…

01 марта 2020, начало в 16:00

С понятием «эдипов комплекс» знакомы все: пациенты часто приходят к психоаналитику с просьбой помочь разрешить его. Но существует ли сегодня такой психологический комплекс на самом деле или это только выдумка психоаналитиков? Связан ли он с мифом об Эдипе? В лекции мы попытаемся проанализировать интереснейший инцестуальный миф, распространенный от Южной Азии и Африки до Скандинавии и Южной Америки. Рассмотрев культурные корни Эдипова комплекса, мы обратимся к современной моде на «любовную аддикцию» и увидим, что этот диагноз так же связан с древними мифологическими сюжетами.

Подробнее…

15 марта 2020, начало в 16:00

Сто лет назад, когда Станиславский начинал свои труды по созданию «грамматики актерского творчества», среди первых её элементов он называет аффективную память. Именно это психофизиологическое качество человека будет положено им в основу создания творческого самочувствия актера. И именно аффективной памяти, как никакому другому элементу системы Станиславского, придется пережить взлеты и падения – от невероятного интереса и понимания её значимости, до обвинений в принадлежности к буржуазной лженауке и необходимости прятаться под другим именем. Именно ей, по иронии судьбы, выпадет стать знаковым элементом актерского метода Ли Страсберга (the Method) и пережить вынужденный остракизм со стороны того, кто и привел аффективную память в теорию и практику театрального творчества. Так что, можно смело сказать, что аффективная память помнит многое….

Подробнее…

29 марта 2020, начало в 16:00

Конструирование коллективной памяти в послевоенные годы - редкий в истории ментальностей случай: корректировка памяти происходит в рекордно короткие сроки. Ещё не завершилась война, а уже создавался канон её визуального воплощения. Метафорика взгляда из вечности, созданная сталинским «большим стилем», позволяла не принимать во внимание событийную реальность. Сначала образ «предъявлялся» одному единственному зрителю: на утверждение. Если пропуск в вечность был завизирован, он представал перед аудиторией в своего рода эмблематическом качестве.

Подробнее…

05 апреля 2020, начало в 16:00

Наш мир настойчиво стремится видеть человека все более и более универсальным, последовательно отказываясь от выделения сфер типично мужского или типично женского. Ни в социальной сфере, ни в частной жизни уже нет сугубо мужских или сугубо женских профессий или занятий. Если XX в. проходил под знаком экспансии женщин в традиционно мужские области деятельности(армия, политика и т. п.), то сейчас вектор сменился и общество гораздо больше озабочено тем, как мужчины осваивают «женские» занятия — меняют памперсы и берут отпуск по уходу за ребенком. Занимая еще в недавнем прошлом чужую территорию или пуская других на свою, мы неизбежно оказываемся в ситуации перестройки границ — как поведенческих, так и эмоциональных. С переформатированием первых человек справляется довольно легко. Адаптация к новым социальным ролям и функциям проходит быстро и выглядит вполне успешной, чему в немалой степени способствует коллективная работа социума по конструированию готовых сценариев. Такие сценарии снабжают человека набором готовых решений и поступков, а вот эмоциональное освоение (или признание) новой реальности происходит значительно труднее. Мешает или помогает нам наш культурный опыт в этой ситуации? Какой ощущала себя женщина XIX столетия и какую роль сыграли в этом женские журналы? И зачем они нам сейчас, в нашей унифицированной современности?

Подробнее…

19 апреля 2020, начало в 16:00

Посещение оперного театра в России, особенно театра императорского, для значительной части публики, как можно предположить, включает элемент приобщения к жизни высшего общества, причем не XXI, а XIX века. Поскольку оперный репертуар, особенно на отечественной сцене, гораздо более консервативен, чем драматический, театр предлагает возможность не только присутствия в зданиях, принадлежавших высшему классу, но проживания в них такого же отрезка времени — с той же оперой, —предлагает иллюзию участия в том же театральном ритуале. Большинство классических оперных сюжетов обеспечивают «красоту», «великолепие» и «роскошь» (распространенные комментарии посетителей оперы), соответствующие представлениям о времяпрепровождении высшего общества. Актуальный театр разрушает эту иллюзию, безжалостно возвращая зрителя/слушателя в настоящее, к которому на территории оперного театра публика готова значительно меньше, чем в драматическом театре или кино.

Подробнее…

17 мая 2020, начало в 16:00

Маленький ребенок конструирует свою речь на основе речи взрослых, и до определенного момента его высказывания целиком повторяют то, что он слышал. Примерно с двух-трех лет начинается конструирование собственной языковой системы

Подробнее…

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Инга Филиппова — кандидат искусствоведения, зав. сектором информационно-аналитической работы Консультационно-методического центра художественных музеев РФ Русского музея, автор статей, посвященных вопросам отечественного искусства XX – начала XXI вв.

Иосиф Зислин — психиатр. MD. Частнопрактикующий врач. Автор более ста работ опубликованных работ на иврите, русском и английском языках, посвященных клинической психиатрии, психофармакологии, транскультуральной психиатрии. Ведущий семинара «Языки психиатрии», посвященного проблеме антропологической психиатрии.

Сергей Черкасский — режиссер, педагог, исследователь театра. Руководитель актерской мастерской РГИСИ (СПбГАТИ), профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат международной премии К.С. Станиславского. Автор книг «Мастерство актера: Станиславский – Болеславский – Страсберг. История. Теория. Практика» (2016), «Станиславский и йога» (2013, 2018; также на англ., японск., португ.), «Режиссерская школа Сулимова» (2013), «“Надежда” на Моховой – 100 лет спустя. Опыт реконструкции театральной педагогики Первой студии МХТ» (2016)

Александр Боровский — российский искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор многих статей и книг об искусстве ХХ века.

Ирина Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы Санки-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX-начала XX веков, теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ об Антоне Чехове, Всеволоде Гаршине, Льве Толстом, Иване Бунине.

Ольга Манулкина — Историк музыки и музыкальный критик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук; доцент Санкт-Петербургской консерватории, главный редактор журнала Opera musicologica. Участник Программы Фулбрайта (Нью-Йорк, 2002). Автор монографии «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (2010), научных статей и переводов, в т. ч.: «Жизнь Шостаковича, рассказанная современ­никами» Э. Уилсон (2006), более 500 музыкально- критических публикаций. Редактор-составитель (совместно с П. Гершензоном) изданий «Век "Весны священной" — век модернизма» (2013) и «Новая русская музыкальная критика. 1993—2003» (Т. I, «Опера», 2015).

Мария Воейкова — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия» (Новосибирск, 2013); «Становление имени» (М., 2015).