«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Мария Воейкова

Мария Воейкова — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия» (Новосибирск, 2013); «Становление имени» (М., 2015).

Маленький ребенок конструирует свою речь на основе речи взрослых, и до определенного момента его высказывания целиком повторяют то, что он слышал. Примерно с двух-трех лет начинается конструирование собственной языковой системы

Подробнее…

В усвоении второго языка успех нам не гарантирован. В чем же отличие? Хорошо или плохо быть двуязычным? Мешает или помогает знание родного языка процессу усвоения языка чужого? Эти вопросы все острее встают перед любым обществом в эпоху миграций. В последней лекции мы обсудим, как ученые смотрят на эти проблемы сегодня.

Подробнее…

Загадка детской речи состоит в том, что один раз в жизни каждый здоровый человек, независимо от своих умственных и физических способностей, в совершенстве усваивает свой родной язык. В третьей лекции мы рассмотрим, что может помочь или помешать этому, на примере речи русскоязычных детей.

Подробнее…

Почему мы забываем выключить плиту или взять с собой кошелек, но можем помнить, как был одет почтальон на даче в нашем детстве? Разные компоненты человеческой памяти оказываются существенны для извлечения слов и конструкций из ментального лексикона. А для понимания речи собеседника важна не только память, но и фонематический слух, при помощи которого мы отождествляем речь другого с тем набором, которой хранится в нашей памяти.

Подробнее…

Ментальный лексикон – это индивидуальное хранилище языковых данных – слов, конструкций и их частей. До сих пор нет единого мнения о том, как он устроен и какие единицы входят в его состав, однако некоторые особенности его строения становятся понятны, если принять во внимание результаты психолингвистических экспериментов…

Подробнее…

Что можно изменить, чтобы уроки родного слова превратились из скучной необходимости лицемерно изъясняться на давно не существующем наречии в социальный лифт, везущий вверх? Вероятно, корень зла лежит в содержании самих учебных предметов и способе их подачи. К ним мы и обратимся.

Подробнее…

Лингвисты и логопеды разных стран изучают феномен усвоения языка детьми. За первые 5 лет ребенок не только овладевает словами и правилами родного языка: он также получает представление о мире и правилах жизни в нем. Многое зависит от того, в какой семье растет ребенок; наблюдаются не только межъязыковые, но и групповые, и индивидуальные различия: различия тем существеннее, чем больше имущественное и культурное расслоение общества. Влияние социального статуса семьи на языковое развитие ребенка в современной России только недавно стало предметом научного изучения.

Подробнее…

Маленькие дети учатся говорить, воспринимая речь окружающих взрослых. Темой лекции будут особенности речи русскоговорящих родителей, так называемый «язык нянь», и то, какое воздействие он может оказать не только на речь ребенка, но и на детское сознание.

Подробнее…