«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 1. Известный и неизвестный русский эпос: как нам его понять сегодня

Светлана Адоньева, Ануш Варданян, Инна Веселова

18 января 2022

Серия подкастов, в которой мы говорим о фольклоре и о том, как мы его понимаем, о месте традиционного фольклора в современном искусстве и жизни.

 

Распространенное убеждение, что русские былины — жанр древний, не совсем справедливо. Последние записи былин делали в 70-80 гг. ХХ века, а, значит, послевоенные поколения могли слушать эти истории от своих бабушек и дедушек. Былинные события относятся к княжеским временам, но последние сказители родились в 1910 гг.  Какое им, да и нам, дело до столь древних историй?

 

07:15 —  Знакомые и незнакомые былинные герои: классическая троица богатырей и Садко, а еще Михайло Потык, Чурила Пленкович, Хотенко Блудович;

11:00 — Эпический перформанс: послание «здесь и сейчас» ;

13:07 — Об эпосе в кинематографе: от «Андрея Рублева» до «Матрицы» ;

16:40 — Этос (этические нормы, общие эмоции, привычки думать и поступать) и былинные сюжеты;

24:50 — Русский эпос в отечественном кино: сюжетные инверсии, обаятельные протагонисты и немотивированные поступки героев;

31:00 —Эпические поступки убедительны только в хорошей «постановке»;

34:00—  Распространение знания об эпосе среди «культурных элит» и рецепции сюжетов в русской культуре;

40:30 — Фрагмент исполнения былины «Михайло Казарич»  (Зап. от Евдокии Александровны Рахманиной, 1903 г.р. в 1976 г.) ;

45: 20  — Мотив о постылом сыне и заботе бабушки-задворенки: от Михайло Казарина до Павла Санаева;

47:20 — Смена общих ценностей как причина исчезновения былин. Эпическое искусство называет вещи своими именами;

50:00 — Трудности публикации былин (внешняя и внутренняя цензура) и трудности перевода эпических сюжетов на киноязык.

 

 

Литература:

  • Былины М.С. Крюковой // Зап. и комм. Э. Бородина и Р. Липец. М., 1939–1941. Т. 1–2.
  • Островский А.Н. Снегурочка. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2022.
  • Санаев П.В. Похороните меня за плинтусом. М, 2021.
  • Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым/ Отв. ред. Дмитриев Л. А.; Подгот. А. П. Евгеньева, Б. Н. Путилов. — М.: Наука, 1977
  • Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: Наука; М.: Классика, 2004. Т. 4. Мезень.
  • «Уж как на роди Михай(и)ла испор(и)тили». Зап. от Евдокии Александровны Рахманиной, 1903 г.р. в 16.03. 1976 г. в пос. Каменка Мезенского района В.В. Коргузаловым, В.П. Матвеевым. Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: Наука; М.: Классика, 2004. Т. 4. С. 548—553.

 

Фильмы:

 

  • «Матрица» (реж. – братья (сестры) Вачовски, 1999 год);
  • «Игра престолов» (созд. — Дэвид Бениофф, Д. Б. Уайсс, 2011 – 2019 гг.) ;
  • «Нибелунги» (реж. – Фриц Ланг, 1924 г.);
  • «Последний богатырь» (реж. - Дмитрий Дьяченко, 2017 год);
  • «Три богатыря и конь на троне» (реж. —  Дарина Шмидт и Константин Феоктистов, 2021 год);
  • «Легенда о Зеленом рыцаре» (реж. — Дэвид Лоури, 2021 год).

,

Слушать

Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать

Все эпизоды: Эпос

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».