«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Качество формы: об избыточности, полноте и хорошем гештальте

 

Испытывая что-то − ощущая, воспринимая, переживая, мы ищем слова или иные формы выражения, чтобы это назвать. Существует потребность преобразовать переживание в опыт. Для этого мы ищем текст, подходящий нашему состоянию: его читаем, запоминаем или поем. Используя чужой  или создавая собственный текст, мы создаем свое «я». Повторяя его, мы укрепляемся в собственном образе. Антрополог Клиффорд Гирц, сопоставляя петушиные бои на острове Бали с привычными для нас формами досуга, писал: «Формы искусства создают и воссоздают ту самую субъективность, которую они призваны только изображать. Квартеты, натюрморты и петушиные бои — не просто отражения некоего существовавшего ранее образа чувствования, они — активная действующая сила в создании и поддержании такого образа чувствования». Мы будем говорить об общих формах, обеспечивающих доступ к индивидуальному опыту, о заданных и искомых «формах чувствительности».

Куратор проекта — д. ф.. н., проф. Светлана Адоньева

 

При поддержке фонда ALMA MATER

 

ВХОД ПО РЕГИСТРАЦИИ

19 февраля 2021, начало в 19:30

«Народные орнаменты» хранятся в прабабушкиных сундуках, этнографических музеях и продаются в сувенирных лавках. В столицах, слободах и деревнях ученые кропотливо собирали образцы узоров, технологии и материалы их изготовления. Волнами приходила и уходила мода на них, некоторые промыслы волею судеб и идеологий становилось «культурным наследием». Но оглянемся вокруг: где же узоры, которые милы нынешнему народу? Их ничтожно мало. Дело в том, что, разделяя представления об украшении предметов, мы разделяем общий жизненный мир, его порядок и ценности. Вывод прост: для украшения мира нужны люди, которых узор не просто не будет раздражать, но будет в удовольствие. О принципах общего удовольствия и отдельных случаях договора о красоте пойдёт речь в лекции. И о том, что такое паркетаж, комбинаторика тетриса и в чем его коммерческий успех.

Подробнее…

05 марта 2021, начало в 19:30

"Бог не может дать много или мало, Бог дает все или ничего", - говорил Мейстер Экхарт. Стремление к полноте через умножение и накопление может завести нас в тупик захламленности. Но стоит лишь разжать руки - и они наполнятся, оставаясь, впрочем, пустыми.

Подробнее…

19 марта 2021, начало в 19:30

Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился 1852 года. С 14 лет руководил ситценабивной фабрикой, доставшейся в наследство от деда. Помимо фабрики, дед Диодор оставил в наследство внуку лист бумаги с наставлением: «Доверчивость, качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Тщетно суетный и развращенный свет старается делать её смешною… Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии». Как можно судить по коллекциям, собранным внуком, он следовал наставлению неизменно.

Подробнее…

09 апреля 2021, начало в 19:30

Гимнастика, борьба, балет, современный танец, соматика различаются не только своим телесным идеалом - той формой тела, которую они формируют, - но и внутренним переживанием движения, кинестетическим чувством. Если внешний вид тела доступен взгляду, то "внутреннюю форму тела" можно ощутить только изнутри, кинестетически. Разные телесно-двигательные системы различаются тем, какую роль играет в них "шестое" чувство - кинестетика.

Подробнее…

30 апреля 2021, начало в 19:30

Главным талантом человека является способность жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни. Это, собственно, то немногое, что делает человека художником. Сергей Параджанов – режиссер, сценарист, художник – по счастью, единственный из всех известных мне людей на земле, чья человеческая идентичность неопределима через перечисление профессиональных навыков. Он творец миров – без хронологии, без национальных границ, без моральной дидактики. В красочных мирах Параджанова легко потеряться, захлебнуться в «не своей» красоте и утонуть в чужой свободе. Но как присвоить себе это? Как понять мир Параджанова? Я предлагаю рассмотреть художника, как персону, поместившую себя между прошлым (воспоминание) и будущим (желание), ставшим мостом между этими мирами.

Подробнее…

14 мая 2021, начало в 19:30

Интроекция и проекция описываются в психоанализе как фундаментальные психические процессы, благодаря которым мы или размещаем значимые содержания в собственной психической реальности, или инсталлируем их в психический мир другого человека. Парадоксальный ритм порождения «внутреннего» и «внешнего» формирует пространство переживания – средоточие постоянства и новизны, индивидуальности и привычки.

Подробнее…

28 мая 2021, начало в 19:30

В лекции предлагается рассмотреть красивейший психиатрический синдорм, названный по имени литературного героя - синдром Мюнхаузена - и на его примере проанализировать три типа поведения: псевдостигматизацию, псевдогероизацию и псевдовиктимизацию.

Подробнее…

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Марина Михайлова — доктор философских наук, филолог, философ, переводчик. Профессор РХГА, автор и ведущая радио «Град Петров». Автор научных статей и монографий, среди них: "Эстетика молчания" (2009, 2011), "Эстетика классического текста " (2012), «Прощение: как примириться с собой и другими» (в соавт. с М. В. Архиповой, 2017).

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Ирина Сироткина — кандидат психологических наук, PhD, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Специалист по исследованиям танца и двигательной культуры. Автор книг "Свободное движение и пластический танец в России", "Шестое чувстов авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников", "Танец: опыт понимания" и др. Практикует "музыкальное движение" - отечественный вид свободного танца А.Дункан.

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".

Нина Савченкова — профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, доктор философских наук; заведующая кафедрой философии и психоаналитической критики Восточно-Европейского института психоанализа.

Иосиф Зислин — психиатр. MD. Частнопрактикующий врач. Автор более ста работ опубликованных работ на иврите, русском и английском языках, посвященных клинической психиатрии, психофармакологии, транскультуральной психиатрии. Ведущий семинара «Языки психиатрии», посвященного проблеме антропологической психиатрии.