«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Марина Михайлова

Марина Михайлова — доктор философских наук, филолог, философ, переводчик. Профессор РХГА, автор и ведущая радио «Град Петров». Автор научных статей и монографий, среди них: "Эстетика молчания" (2009, 2011), "Эстетика классического текста " (2012), «Прощение: как примириться с собой и другими» (в соавт. с М. В. Архиповой, 2017).

"Бог не может дать много или мало, Бог дает все или ничего", - говорил Мейстер Экхарт. Стремление к полноте через умножение и накопление может завести нас в тупик захламленности. Но стоит лишь разжать руки - и они наполнятся, оставаясь, впрочем, пустыми.

Подробнее…

Мир, насыщенный взглядами и голосами, взывает к человеку, вопрошает и ждет ответа. Искусная метафорическая игра, конвертирующая неодушевленное в одушевленное, биологическое в человеческое, природное в культурное, а также многочисленные отсылки к разным религиозным и философским традициям выводят к последним вещам. Жизнь и смерть становятся условиями задачи, требующей решения. Мир предстает как школа, судьба – как ученичество, которое осуществляется, когда человек, преодолев ограниченность разума, выходит на простор духа.

Подробнее…

Поэтическая речь в «Восьмистишиях» строится в модальностях размышления, свидетельства, гимна, диалога. Богатство естественнонаучных, философских, литературных, музыкальных, архитектурных аллюзий делает цикл убедительным примером полифонической структуры. Сам поэзис представлен как особая диалогическая форма: поэт держит ответ перед культурой, природой и человеком. У Мандельштама поэтическая форма становится самоценной сущностью, являет законы мира, не поддающиеся описанию на языке науки и повседневности.

Подробнее…

Созерцая и продумывая рождение поэтической формы, Мандельштам обнаруживает сущность искусства как работы с временем и пространством. Глаз поэта пронзает слои художественного феномена, раскрывая его причастность и к продуктам культуры, и к явлениям природы, и к чистым эйдосам, и более того – к корням бытия, содержащим в себе потенцию всех форм. Дыхание человека и пульс мира, тяжесть и легкость, закон и свобода, повторение и новизна – между этими полюсами творится многомерное целое текста.

Подробнее…

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут прощению справедливость, возмездие, сопротивление злу силой. В поэзии Бродского находятся весомые эстетические и этические (вспомним его сентенцию «Эстетика – мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни.

Подробнее…

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут ему справедливость, возмездие или сопротивление силой. В поэзии Иосифа Бродского можно найти весомые эстетические и этические (именно ему принадлежат слова: «Эстетика – мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни.

Подробнее…