15 марта 2022
Собирание эпического фольклора в лицах и историческом контексте
Знакомство просвещенной публики с русским фольклором в XIX веке стало результатом встречного течения личных усилий собирателей (их «неформатного» образования, философских исканий и готовности знакомиться с внутренней жизнью населения страны) и таланта сказителей с их особой исторической памятью о расколе, с их личным религиозным выбором и высочайшим уровнем человеческого достоинства.
Участники – Светлана Адоньева, Алексей Балакин и Инна Веселова
01:58 – Эпос – творчество конкретных людей, а не жизнь текстов. Понятие жизненного мира;
08:39 – История раскола и старообрядчество - «слепое пятно» в российской истории;
10:42 – Оседлые («описные») и «походные» скоморохи (калики перехожие). Кирша Данилов – профессиональный сказитель, беглый старовер на Урале;
17:17 – Былинные коллизии и свод этических правил. Богатыри – нарушители норм;
19:16 – История собирания былин: кто собирал и записывал? Румянцевский кружок и научная публикация эпоса;
23:41 - Стигматизиация и критическое отношение к старообрядцам. Клеймо еретиков и фанатиков. Закон 1853 года и закрытие последних староверческих скитов;
28:27 - Публикация былинных текстов при Николае I как способ созидания национальной старины. Простонародное творчество (древние памятники) – литература второго сорта;
32:01 –Этнографические экспедиции писателей – часть проекта великого князя Константина Николаевича (1827 – 1892) по организации призыва во флот;
35:08 – Младшее поколение славянофилов. Павел Иванович Якушкин — ему пришла в голову идея записывать фольклор от народа, переодевшись в «русское» платье. Царский указ 1859 года, запрещающий такую практику;
38:02 – Олонецкая губерния – русская Исландия. «Песни, записанные П. Н.Рыбниковым» (1861 г.), Елпидифор Барсов – «Причитания Северного края» и описание рукописей разоренной Выговской пустыни;
46:06 – Экспедиция А.Ф. Гильфердинга (1831 – 1872) по следам Павла Рыбникова. Стараниями Гильфердинга в Петербург привозят сказителя Трофима Рябинина (1801-1885). Сюжеты народного эпоса становятся общим фондом и общим местом культуры;
57:49 – Советская концепция устного народного творчества лишала сказителей индивидуальности. Возвращение имен.
Кирша Данилов (1703 – 1706) — музыкант и сказитель, составитель сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов (71 текст с нотами).
Константин Николаевич (1827 - 1892) — великий князь, генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны. Глава либеральных бюрократов («константиновцев»)
Павел Иванович Якушкин (1822 – 1872) — российский писатель-этнограф, собиратель народных песен, присловий, загадок и побасёнок. Участник этнографических экспедиций конца 1850-х – начала 1860-х гг.
Павел Николаевич Рыбников (1831- 1885) - русский этнограф, фольклорист, публицист, действительный статский советник.
Козьма Терентьевич Солдантёнков (1818 – 1901) – московский предприниматель, коммерции советник, текстильный фабрикант, меценат и издатель ряда памятников литературы.
Елпидифор Васильевич Барсов (1836 – 1917) —историк литературы, этнограф, фольклорист и исследователь древнерусской письменности, действительный статский советник, один из основателей музея древностей Московского археологического общества, музея в г. Череповец.
Ирина Андреевна Федосова (1827 – 1889) — сказительница, вопленица, исполнительница народных песен. Первые фольклорные записи были сделаны от неё в 1867 году преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е. В. Барсовым и опубликованы в газете «Олонецкие губернские ведомости». В 1880-х годах выступала в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани.
Александр Пантелеймонович Баласогло (1813 — 1893) — поэт и общественный деятель, петрашевец.
Измаил Иванович Срезневский (1812-1880) — филолог-славист, этнограф, палеограф, академик Петербургской академии наук (1851). Составитель «Словаря древнерусского языка».
Александр Николаевич Пыпин (1833 – 1904) –литературовед, этнограф, академик Петербургской Академии наук (1898), вице-президент АН (1904); двоюродный брат Н. Г. Чернышевского (по линии матери), действительный статский советник.
Александр Федорович Гильфердинг (1831 – 1872) — российский фольклорист, славяновед, один из крупнейших собирателей и исследователей былин, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, действительный статский советник.
Трофим Григорьевич Рябинин (1801 – 1885) — олонецкий крестьянин, один из выдающихся сказителей, глава династии былинных сказителей Рябининых.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) - знаменитый "русский импрессионист", театральный художник, писатель и мемуарист.
«Могучая кучка» (а также Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа или, иногда, Русская пятёрка) — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) Идейным вдохновителем кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906).
Литература:
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Эпос
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Алексей Балакин — историк литературы, текстолог, старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, доцент СПбГУ. Автор книг "Близко к тексту: Разыскания и предположения" и "Разыскания в области биографии и творчества И. А. Гончарова", а также статей в русских и иностранных журналах. Член редакционной коллегии Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН. Участник фольклорных и археографических экспедиций на Русский Север.
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.