«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

#4. Фольклор как перформанс

Юлия Мариничева, Анна Некрылова, Светлана Адоньева

05 февраля 2024

 Выпуск # 4

 

Тема «Этнографический театр»

 

Ведущие: Светлана Адоньева, Юлия Мариничева, Анна Некрылова

 

А Н О Н С

 

  • Этнографический театр и живой музей: о деятельности В.Н. Всеволодского-Гернгросса;
  • «Не-до-театр»:от этнографического театра до фольклорных концертов;
  • Об институте живого слова;
  • Сказка как перформанс. Сказочная речь: драматургия и игра;
  • Театр как особое явление культуры.Спектакль как единица театроведения;
  • Сцена и место зрителя. Записанные текст, произнесенный текст и исполнение;
  • Возможности новых технологий и осмысление зафиксированного;
  • Театр как действо. О соборном театре.
  • «Третья культура»: кустарная игрушка, лубок, гобелены с оленями.
  • «Я и не Я»: роли, герои и маски.

 

01 : 39

Нина  Ивановна Савушкина (1929 – 1993)

фольклорист, организатор и участник множества фольклорных экспедиций, ввела в научный оборот  объемный материал по русскому народному театру и зрелищно-игровой культуре. Автор целого ряда работ, в том числе и докторской диссертации, посвященных русскому фольклорному театру (народной драме).    Профессор МГУ, доктор филолог. наук

02 : 09

Энциклопедия «зубовского» института

Энциклопедия Российского института истории искусств (РИИИ), Энциклопедия готовилась к 100-летию института, но так и не была завершена.

02 : 15

Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс (1882 – 1962)

искусствовед, историк театра, актер (входил в труппу Александринского театра),  доктор искусствоведения (1936); с 1924 г. – действительный член Отдела истории театра РИИИ, профессор.  Основатель и директор «Института живого слова» в Петрограде (1918). Читал лекции о театральном искусстве в РИИИ, в Тенишевском училище, в ГИТИСе (Москва). Автор «Истории русского театра». В 2 томах (Л.- М., 1929). В 1930-1936 г. организовал при Ленинградском Этнографическом музее Экспериментальный театр, целью которого была популяризация  «подлинного, первобытно-чистого фольклора» в формах театрализованных представлений, спектаклей из народного быта. Экспериментальный театр был официально зарегистрирован  в феврале 1930 г. как Ленинградский гос. Этнографический театр и числился при Этнографическом отделе  Русского музея. С 1934 г. Этн. отдел стал самостоятельным учреждением, ныне – Российский этнографический музей.

 

02 :19

Василий Георгиевич Пушкарев

научный сотрудник Российского этнографического музея, кандидат культурологии, художественный руководитель фольклорно-этнографической студии «Пан-театр», художественный руководитель ежегодного фестиваля вертепных театров «Рождественская мистерия»

03 : 23

Владимир Николаевич  Перетц (1870 - 1935)

 филолог, медиевист, педагог; академик Петербургской АН / АН СССР (с 1914), Украинской АН (с 1919); член многих научных обществ (в том числе Русского географического общества). Автор работ   по  источниковедению, текстологии, 

палеографии, фольклористике и истории славянского  театра.   В 1921 – начале 1930 – ведущий сотрудник Зубовского института, преподаватель на Курсах искусствоведения РИИИ. Репрессирован, умер в ссылке

04 : 06

Студия на Поварской

экспериментальная театральная студия в Москве, существовавшая в мае—октябре 1905 года. Студия размещалась в помещении театра Немчинова в доме Гирш на углу Поварской и Мерзляковского переулка.

Инициатором создания Студии был К. С. Станиславский, которого постановки пьес М. Метерлинка и Г. Ибсена в Художественном театре побуждали искать способы «передавать сверхсознательное, возвышенное, благородное из жизни человеческого духа». К работе в Студии он привлёк покинувшего МХТ ещё в 1902 году Вс. Мейерхольда. В труппу Студии были набраны актёры из театров Москвы и Петербурга, среди которых были И. Н. Певцов, В. А. Подгорный, В. В. Максимов.

04 :14

Академи́ческий драмати́ческий теа́тр им. В. Ф. Комиссарже́вской 

драматический театр в Санкт-Петербурге, расположенный на Итальянской улице, дом 19, в торговом доме «Пассаж».Театральный зал существовал в этом здании с 1848 г., с 1860-х г. в нем постоянно шли спектакли, как самостоятельный театр существует с начала XX в.

С осени 1944 года назывался Ленинградским драматическим театром. В 1959 году театр получил имя актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской.

 

04 :20

Юрий Эрастович Озаровский (1869-1924)

драматический актёр, театровед, знаток русской старины, режиссёр Александринского театра. Заслуженный артист Императорских театров (1915). Автор брошюры «Мелодекламация» (1913) и книги «Музыка живого слова. Основы русского художественного чтения» (1914), в которой предлагает развернутую теорию художественного чтения, брат Ольги Эр. Озаровской.

 После революции эмигрировал, основал в Париже русскую драматическую школу.

04 :38

Ольга Эрастовна Озаровская(1874-1933)

исполнительница северных народных сказок, собирательница фольклора. Первая в Российской империи женщина —государственный служащий (лаборант в Главной палате мер и весов). На р. Пинеге, в деревне Великий Двор, находясь в гостях у своей подруги, крестьянки Прасковьи Андреевны Олькиной, встретилась с Марией Дмитриевной Кривополеновой, былины  которой до этого записывал А. Д. Григорьев. Озаровская была потрясена умением Кривополеновой «сказывать», после чего привезла её в Москву и организовала для неё около 60 концертов по всей России. На концертах выступала вместе с ней, сопровождала её во всех поездках. Именно Озаровской Кривополенова «обязана» своей всероссийской известностью.

04 :52

Институт живого слова

Научное и учебное заведение, существовавшее  в 1918−1924 годах в Петрограде. В работе института принимали участие А. В. ЛуначарскийС. М. БондиН. С. ГумилёвА. Ф. КониВ. Э. МейерхольдЛ. В. ЩербаБ. М. Эйхенбаум и др. Существовали три отдела: научный, учебный и просветительный. Основная деятельность была ориентирована на театральное искусство. Преподавателями института были предложены специальные программы курсов лекций по теории эстетики и этике общежития, по теории красноречия, теории спора, искусству речи, психологии речи и мышления и другие (были опубликованы в «Записках Института Живого Слова» в 1919 году). В институте была создана фонетическая лаборатория, которой руководил С. И. Бернштейн.

09: 52

Обряд русской народной свадьбы

Самый востребованный спектакль в репертуаре Этнографического театра.  Для подготовки этой постановки Всеволодский вместе с актерами проводил этнографические экспедиции по Русскому Северу. Спектакль представлял собой научно и художественно обоснованную сценическую реконструкцию обряда с аутентичной манерой исполнения народных песен, причитаний и танцев. Впоследствии фольклорное направление в работе театра стало ведущим.

10 :40

Евгений Владимирович Гиппиус (1903 – 1985)

 музыковед, фольклорист, доктор искусствоведения (1958), профессор (1944); член  Комиссии музыкознания и музыкальной критики (1949 – 1954), руководил Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР (1971 -1983). В 1920-е гг. окончил курсы истории музыки  в ГИИИ, этнолингвистики в Петроградском ун-те, научно-композиторский факультет Ленинградской консерватории.  Преподавал на Высших курсах искусствоведения в ГИИИ; заведовал кафедрой народной музыки в Ленинградской, позднее в Московской  консерваториях, где читал разработанный им курс «Русское народное музыкальное творчество». Участник и руководитель множества фольклорных экспедиций, начиная с 1925 г. – Русский Север, Поволжье, Сибирь, Приуралье, Центральная Россия, Белоруссия, Грузия, Армения, Узбекистан; изучал музыку народов Востока; занимался сравнительным изучением музыкального фольклора восточных славян, финно-угорских народов. Автор большого количества научных трудов, составитель и редактор многочисленных сборников музыкального фольклора разных народов, напр., многотомного «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» (1980 – 1990).

10 : 43

Алексей Александрович Гвоздев (1887–1939)

театровед, театральный критик, литературовед, педагог. Основатель отечественного театроведения как самостоятельной научной дисциплины,  лидер так называемой «гвоздевской школы» -  группы исследователей, сформировавшейся в разряде театра Института истории искусств. Результатом их работы стал ряд статей и книг, посвященных истории, источниковедению и иконографии мирового театра,  в методологическом плане – противопоставивших литературоцентристский подход к театру исследованием специфического языка театральности. Театроведческая концепция была впервые сформулирована и обоснована на историческом и современном материале, в анализе конкретных сценических произведений (спектаклей) и на теоретическом уровне.

15: 38

Сергей Игнатьевич Бернштейн (1892-1970)

Лингвист, библиограф, член Союза писателей;  один из участников ОПОЯЗа, основатель отечественной аудиоархивистики. В Институте живого слова в 1919 году создал фонетическую лабораторию, а в Институте истории искусств в 1923 — Кабинет изучения художественной речи (КИХР), и начиная с 1920-го и до 1930-го записал на восковые валики чтение приблизительно ста поэтов-современников, в том числе Гумилева, Маяковского, Есенина, Мандельштама, Ахматовой, Волошина, Луговского и др.

15 :52

Борис Михайлович Эйхенбаум  (1886-1959)

Литературовед, текстолог, доктор филологических наук, профессор Ленинградского университета; ,  старший научный сотрудник Пушкинского Дома; член ОПОЯЗа, один из ключевых деятелей «формальной школы»;  прежде всего известен своими работами о Льве Толстом и Лермонтове.

17 :45

Наталья Павловна Колпакова (1902 – 1994)

фольклорист, прозаик, переводчица сказок народов СССР, доктор филологических наук, член Союза писателей СССР(с 1943 г.) В 1924 г. закончила Высшие курсы искусствоведения при ГИИИ, защитила канд. дис. «.«Современная крестьянская песня на реках Пинеге и Мезени», основанную на собственных полевых рабочих записях и материалах. Оставаясь во время блокады в Ленинграде, записывала фольклор того времени (сборник «Частушки Ленинградского фронта» - 1943).  Активная участница многочисленных фольклорно-этнографических экспедиций (1920-е – 1950-е гг.: Русский Север, Урал, Башкирия, Поволжье, Ленинградская обл.).  Старший науч. сотрудник в ГИИИ-ЛГИТМиК (1946-1952), на секторе  фольклора ИРЛИ  РАН (1953-1967). Наиболее значимые труды: монография «Русская народная бытовая песня» (1962), сборник и исследование «Лирика русской свадьбы» (1973), «У золотых родников. Записки фольклориста» (1977).

 

   

18 :16

Ирина Андреевна Федосова (1827 – 1899)

Из крестьян Олонецкой губернии, русская народная сказительница, исполнительница народных песен, вопленица -  яркий представитель (исполнитель и знаток) традиционного русского искусства причитания (плачи свадебные, похоронные, рекрутские). Первые записи от нее сделаны в 1865-1866 г. П.Н.Рыбниковым, затем Е.В.Барсовым. Во время поездок по городам России, организованных в 1894 г., ее слушали и восхищались ее мастерством Ф.Шаляпин, Н.Римский-Корсаков, М.Горький и др.

18 :20

Мария Дмитриевна Кривополенова (1843 – 1924)

 русская сказительница, песенница, сказочница из пинежского села, «открытая» О.З.Озаровской, организовавшей в 1915-1916 гг.  ряд выступлений-концертов Кривополеновой  по России, издавшей сборник «Бабушкины старины».

18 : 38

Светлана Викторовна Подрезова

Фольклорист, этномузыколог, Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, заведующая Фонограммархивом Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

19 :36

Александр Исаакович Никифоров (1893-1942)

российский и советский филолог, этнограф, фольклорист и педагог. Профессор Ленинградского педагогического института (1936).
Записывал сказки по «стационарному методу сплошной записи», заселяясь в деревню и записывая рассказы тех, кто знает сказки. Одновременно с В.Я. Проппом, или чуть раньше, и независимо от него пришёл к мысли о том, что необходимо изучать морфологическую структуру сказки. С 1920 г. книги Никифорова стали издаваться. За свою жизнь он сделал множество записей фольклора, которые были частично опубликованы в 1961 г. в книге «Северно-русские сказки в записях А. И. Никифорова».

20 : 19

Владимир Яковлевич Пропп (1895–1970)

филолог, фольклорист, преподаватель, профессор ЛГУ, доктор филологических наук; крупнейший сказковед, исследователь русского эпоса, русских аграрных праздников, основатель сравнительно-типологического метода в фольклористике, один из предшественников современных структуралистов. Всемирную известность получила его монография  «Морфология сказки» (в более поздних изданиях также «Морфология волшебной сказки»),  опубликованная в 1928 г., породившая множество последователей, ставшая классикой сказковедения. Не меньшую признательность получила книга «Исторические корни волшебной сказки» (1946).  К важнейшим трудам В.Я.Проппа относятся также «Русские аграрные праздники» (1963), «Проблемы комизма и смеха» (1976), сборник статей «Фольклор и действительность» (1989).  

20 :22

Борис Николаевич Путилов (1919 – 1997)

советский и российский фольклорист, этнограф, преподаватель (Грозненский пед. институт, ЛГУ, ЛГПИ); доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН (1954 – 1967), главный науч. сотр. Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН

(1967-1997) Выдающийся ученый, собиратель-полевик, внесший значительный вклад в разработку проблем теории фольклора, развитие историко-типологического метода изучения устного народного творчества.  Крупнейший специалист по мировому эпическому наследию. В сферу интересов ученого входили также  различные жанры и области русского фольклорно-этнографического наследия, практически весь славянский фольклор,  самобытная культура народов Океании.

20 :23

Марк Константинович Азадовский (1888-1954)

фольклорист, литературовед и этнограф. Член Союза советских писателей; доктор общественных наук по разделу литературоведения (1934), профессор. Также публиковался под псевдонимом М. К. Константинов. В 1913-15 гг. участник фольклорно-этнографических экспедиций по Восточной Сибири, в бассейне рек Амур и Лена; активно сотрудничал с краеведами Сибирского отделения РГО; в 1920-1930-е гг. преподавал в разных институтах и университетах (Томск, Чита, Иркутск; позднее – в ЛГУ), с 1938 по 1949  руководил Сектором фольклора ИРЛИ РАН. Автор более 600 научных работ, в том числе:  сборник статей «Литература и фольклор» (Л., 1938, 1960),  «Русская сказка. Избранные мастера» (т. 1, 2. Л., 1932), двухтомный труд «История русской фольклористики» (М., 1958, 1963).

21 :33

Павел Степанович Мочалов (1800 – 1848)

один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.

21 :33

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938)

театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Первый народный артист СССР. Почётный член АН СССР.

Создатель системы актерской игры, которая на протяжении ста лет имеет огромную популярность в России и мире.

 

21 :35

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943)

режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий I степени, кавалер ордена Ленина.Вместе с  К. С.Станиславским является ос  нователем Московского Художественного театра.

 

24 : 32

Изалий Иосифович Земцовский (род. в 1936 г.)

российский и американский фольклорист, этномузыколог. Доктор искусствоведения  (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), профессор (1992). Член Общества этномузыкологии США, член Международного совета народной музыки при ЮНЕСКО (с 1972). С 1960 по 1990 – старший научный сотрудник НИО ЛГИТМиК. С 1994 г. – в США, преподавал в университетах Стэнфорда и Беркли.

Ученик В. Я. Проппа, Ф. А. Рубцова и 

В. Н. Салманова. Автор многих книг и статей  

25: 56

Лариса Михайловна Ивлева (1944 – 1995)

 

Фольклорист. Кандидат искусствоведения (1985). Ученица В.Я. Проппа. Работала в секторе фольклора ЛГИТМиК. Участница многих фольклорно-этнографических экспедиций. Одна из основателей новой научной дисциплины – этнотеатроведения. 

Автор 50 научных работ, в том числе монографии «Ряженье в русской традиционной культуре» (1994), в 1998 г. в виде книги был опубликован текст кандидатской диссертации «Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. Проблема теории и типологии».

26 :33

Фонд Тиханова

Тиханов Павел Никитич (1839-1905), краевед, археограф, коллекционер. Его собрание насчитывало около 900 рукописей –старинные документы, мемуары, автографы известных писателей, в том числе два автографа А.С.Пушкина, краеведческие описания. В коллекции находятся и три десятка рукописных текстов петрушечных представлений, записанных в конце XIX  - начале XX в Черниговской, Брянской, Курской губерниях и в Петербурге. В 1907 г. собрание было передано в Публичную библиотеку Петербурга (ныне Национальная Российская библиотека)

27 :36

Николай Евгеньевич Ончуков (1872 – 1942)

российский фольклорист, этнограф, журналист и издатель, действительный член  Русского географического общества. В 1920-е гг. преподавал в Иркутском и Пермском университетах. Совершил несколько экспедиций в Пермскую губернию (1900 - 1907), на низовую Печору, Поморье, в Олонецкую и Архангельскую губернии, собрал ценный богатый материал – сказки, былины, тексты и сведения о фольклорном театре. Одним из первых проводил комплексное изучение фольклора Русского Севера. Изданные им сборники вошли в золотой фонд отечественной фольклористики: «Печорские былины» (1904), «Северные  сказки» (1908), «Северные народные драмы» (1911).  Был репрессирован, умер в ссылке.

28 :24

Биомеханика  (театральная)

Биомеханика — театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.

29 : 14

«Понизовая вольница» («Стенька Разин»)

первый игровой фильм, снятый в России (1908), экранизация фрагмента «исторической былины» Василия Гончарова «Понизовая вольница», написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

30 :34

Вячеслав Иванович  Иванов(1866-1949)

 русский поэт, символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог символизма, исследователь дионисийства. Одна из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века. Творческое развитие Вячеслава Иванова отличалось внутренней логикой, последовательностью и устойчивостью его художественно-эстетической системы и «духовных координат».

30 :40

Соборный театр

Театральный проект Вяч. Иванова. Он являет своей целью утверждение соборности, которую можно трактовать как возможность соединения личности с другими личностями в любви, в признании ценности иного. Именно акт любви позволяет нам увидеть «Ты» как другого субъекта, а не объективировать его. Соборный театр есть встреча субъекта и другого субъекта. Уже в ранних текстах о театре поэт соединяет соборность с мистериальной природой античного хора. Позже Иванов разочаровывается в усмотрении знаков соборности в реальности и приходит к тому, что соборность не есть данность, но задание. Так, соборность есть цель театра, но не его условие. 

30 :58

Вильгельм Рихар Вагнер (1813- 1883)

немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.
В отличие от большинства оперных композиторов, Вагнер написал и либретто, и музыку к каждому из своих сценических произведений. Создав свою репутацию как композитор произведений в романтическом духе Карла Марии фон Вебера и Джакомо Мейербера, Вагнер произвёл революцию в опере благодаря своей концепции тотального произведения искусства(нем. Gesamtkunstwerk), в которой он стремился синтезировать поэтическое, изобразительное, музыкальное и драматическое искусство, причём музыка была вспомогательной по отношению к драме.

31 :05

Фридрих Вильгельм Ницше  (1844 – 1900)

немецкий философ, композитор, культурный критик и филолог, чьи работы оказали глубокое влияние на современную философию. Творческое наследие Ницше вновь приобрело популярность в 1960-х годах, и с тех пор его идеи оказали глубокое влияние на мыслителей XX и начала XXI веков по всей философии, особенно в школах континентальной философии, таких как экзистенциализм, постмодернизм и постструктурализм, а также на искусство, литературу, поэзию, политику и популярную культуру.

31 : 41

Адриан Иванович Пиотровский  (1898 – 1937)

 переводчик, филолог – специалист по античной литературе, литературовед, драматург,  театральный критик и киновед. С 1921 г. научный сотрудник первой категории разряда истории театра  по античному отделу РИИИ; с 1925 г. – председатель социологического сектора; с 1924 по 1929 – преподаватель, директор Высших курсов искусствоведения при Зубовском институте.   Художественный руководитель киностудии   «Ленфильм». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

36 : 27

Виктор Евгеньевич Гусев (1918 – 2002)

 российский фольклорист, славист, исследователь фольклорного театра,  доктор исторических наук, член СТД СССР,  Союза писателей СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), с 1990  г возглавлял  Комиссию по славянскому фольклору при  Международном комитете славистов. С 1969 г. -  проректор по научной работе Ленинградского театрального института (ЛГИТМиК), возглавил возрожденный в РИИИ сектор фольклора.

36 : 58

Дмитрий Михайлович Балашов (1927 – 2000)

Фольклорист, историк,  филолог-русист, автор исторических романов

38 :07

 

Иванова Светлана Валерьевна

филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.

39 :29

Сергей Сергеевич Прокофьев(1891-1953)

 композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 —  трижды, 1947, 1952).

Создал свой собственный новаторский стиль; принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века

39 :53

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975)

 русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ввел в научный литературоведческий и культурологический оборот такие важнейшие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, духовный верх и телесный низ 

 

 

 

44 :31

Бертольт Брехт (1898 – 1956)

 немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».

51 :20

Дмитрий Викторович Покровский (1944- 1996)

музыкант, композитор, артист, педагог, исследователь и исполнитель русского фольклора, лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО.
В 1973 году он создал экспериментальный ансамбль народной музыки при Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР, ориентированный на практическое изучение русского аутентичного инструментального и вокального фольклора, который впоследствии стал известен как «Ансамбль Дмитрия Покровского».

55 :16

Людмила Николаевна Виноградова (род. 1936 г.)

фольклорист и этнолог. Доктор филологических наук, сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН с 1967 года (ныне ведущий научный сотрудник).

 Автор двух монографий и более 300-х статей по этим вопросам, в том числе для энциклопедического словаря «Славянская мифология» (1995; дополненное переиздание — 2002) и пятитомного издания «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» (1995—2012).

 

  • Зубовский институт:  1912-1920 – ИИИ (Институт истории искусств),  1920-1924 – Российский институт истории искусств (РИИИ), 1924-1931 – Государственный институт истории искусств (ГИИИ);  1963-1992 – Научно-исследовательский отдел Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (НИО ЛГИТМиК; ЛГИТМиК - в те же годы название Ленинградского Театрального института),  с 1992 г. – вновь Российский институт истории искусств. Зубовский институт – обиходное название института по имени его основателя – графа В.П.Зубова.
  • ОПОЯЗ -  Общество изучения поэтического языка
  • СТД – Союз театральных деятелей
  • ИРЛИ РАН – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
  • ЛГПИ – Ленинградский государственный педагогический институт (ныне университет) им. А.И.Герцена
  • РГО – сначала Императорское русское географическое общество, затем Русское сегодня Российское географическое общество.

 

 

Лекторы

Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»

Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.