«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпоха просвещения. Прагмема в БДТ. Весна 2015

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потреб­ностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим, — высшие, или собственно человеческие потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь к удовлетворению высших потребностей человека.

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком... Sapere aude! (имей мужество пользоваться своим умом!) танов девиз Просвещения» (Иммануил Кант).

Проект «БДТ: Эпоха Просвещения» — зона контакта академических ученых, практиков искусства и петер­бургской публики. В фокусе внимания — настоящее и прошлое отечественной культуры. Критерии подхода к выбору тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого Драматиче­ского Театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за выска­зывание и инициатива, уникальность подходов и безу­пречность знания.

29 марта 2015, начало в 15:00

Обычай и обряд — основной способ подтверждения тех ценностей и норм, кото­рым следует общество. Свадебный обряд в Рос­сии за 100 лет изменялся кардинально. Мы будем говорить о том, какие ценности обнаруживает современная свадьба и как она связана со свадьбой традиционной.

Подробнее…

05 апреля 2015, начало в 15:00

В XIX веке лубок был необычайно популярен, он затрагивал самые раз­ные стороны жизни — от любви и семьи до вой­ны и политики. Лубок интересен не только своим изобразительным рядом, но и подписями, в которых выражалась народная философия жизни.

Подробнее…

12 апреля 2015, начало в 15:00

Петербург вписан в партитуру «Мавры» — вместе с Пушкиным, Глинкой и Чайковским, которым посвящена опера. В небольшом сочинении, где слышны звуки Коломны из дет­ства Стравинского, происходит самый серьезный перелом в творчестве компо­зитора.

Подробнее…

19 апреля 2015, начало в 15:00

Любите ли вы Глинку? — Какой же русский не любит «Жизнь за царя», «Руслана и Людмилу», «Камаринскую», «Вальс-фантазию»... Но не вспомнят музыку к «Князю Холмскому», которую Чайковский назвал «симфоническим чудом». Странная, необъяснимая судьба!

Подробнее…

26 апреля 2015, начало в 15:00

Пять линеек и нотные знаки — весьма позднее изобретение. Такая запись кажется удобной, хотя раньше мелодию фиксировали иначе. Однако порой звучание закрепляется иными способами, некоторые из них сохраняются веками, другие возникли совсем недавно.

Подробнее…

17 мая 2015, начало в 15:00

Каковы критерии оценки фигур Адама или Ван Дамма? Почему «Апполон» Леохара уступает в красоте «Гераклу» Лисиппа, а обе статуи — живому афиняну Сократу? Почему мятежный дух Микеланджело не по душе нарцис­сам последних времен? Попробуем найти ответ.

Подробнее…

24 мая 2015, начало в 15:00

Школьные праздники вовлекают учеников, учителей и родителей в пространство, запол­ненное букетами, белыми бантами и знакомыми до слёз песнями. Раз в год через каре торжествен­ной «линейки» впускают первоклассников и про­вожают выпускников. Как и для чего устроена эта анфилада?

Подробнее…

31 мая 2015, начало в 15:00

В культуре Cредневековья символами могут становиться конкретные исторические реалии. Флаг, являясь изначаль­но воинским знаком, вошел в религиозное искусство и стал воспри­ниматься в его контексте как символ.

Подробнее…

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).

Ольга Манулкина — Историк музыки и музыкальный критик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук; доцент Санкт-Петербургской консерватории, главный редактор журнала Opera musicologica. Участник Программы Фулбрайта (Нью-Йорк, 2002). Автор монографии «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (2010), научных статей и переводов, в т. ч.: «Жизнь Шостаковича, рассказанная современ­никами» Э. Уилсон (2006), более 500 музыкально- критических публикаций. Редактор-составитель (совместно с П. Гершензоном) изданий «Век "Весны священной" — век модернизма» (2013) и «Новая русская музыкальная критика. 1993—2003» (Т. I, «Опера», 2015).

Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах , аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам . Автор-составитель сборников «Гаврилинские чтения» (СПб., 2011; Вологда, 2015). Автор и редактор сборников «Жизнь религии в музыке», вып. 1 – 5 (СПб., 2004 – 2012). Автор и соредактор сборника статей и интервью «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга» (Часть 1. СПб., 2012; Часть 2, СПб., 2015). Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, М-СПб., 2002. Автор большого числа статей в Encyclopaedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of Music and Musicians.

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.