«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 11

Инна Веселова, Светлана Адоньева, Алексей Балакин

05 апреля 2022

Эпос после 30-х гг. ХХ века

 

Участники - Светлана Адоньева  Алексей Балакин, Инна Веселова

 

01:33 – поворот к национальному фольклору в СССР в 30-е гг. ХХ века: социалистическая реальность, поиск богатырского прошлого и нормативность героики.

09:35 – Марфа Крюкова и ее новины. Дар импровизации или чудеса кураторской работы В. А. Попова. Зачем со сказителями работали профессиональные литераторы?

14:26 – о переключении идеи народа-творца к идее творцов от народа. Советские Дома культуры и народные хоры как резервации фольклора. Редактура текста и звука.

27:22 – Смена прагматики экспедиций в 30-х гг. прошлого столетия: поиск «звезд». История одной экспедиции А. М. Астаховой.

32:59 – Трансгрессивное поведение былинных героев: преступления и наказания.

40:44 – Иллюзия знакомства с былинными сюжетами: Михайло Потык, Чурило Пленкович, Хотенко Блудович. 

45:50 -  Цифровой ресурс  «Свод русского фольклора. Былины. Звуковой аналог» (http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru) на материалах Фонограмархива Пушкинского Дома. Представлены звуковые записи былин и фольклорного репертуара сказителей Мезени и Печоры

55:36 – отрывок былины в исполнении Еремея Чупрова.

56:17 - О принципах работы со звуковым  и текстовым архивом.

 

Марфа Семёновна Крюкова (1876–1954) — сказительница. Член Союза писателей СССР.  Дочь сказительницы Аграфены Крюковой;

Антонина Яковлевна Колотилова (1890–1952) — советская певица, основательница и художественная руководительница Государственного академического Северного русского народного хора (ГАСРНХ). Народная артистка РСФСР (1960).  В 1935 году, путешествуя по Поморью во время своего трудового отпуска, Антонина Яковлевна познакомилась с М. С. Крюковой. 

Всеволод Павлович Чужимов (1901–1942) – фольклорист, участник экспедиции по Русскому Северу.  Записал множество фольклорных текстов, в числе которых множество былин и других произведений из сказительницы Марфы Крюковой;

Викторин Аркадьевич Попов  (1900-1949)  – писатель. В 1930-е гг. работал литературным обработчиком и консультантом сказительницы Марфы Крюковой.  В 1940 году издал в Архангельске небольшой сборник М. С. Крюковой, в который включил одиннадцать волшебных и исторических сказок;

Анна Михайловна Астахова (1886–1971) — советский филолог и фольклорист, исследовательница фольклора Русского Севера. Доктор филологических наук, профессор;

Зоя Ивановна Власова (1926–2006) – фольклорист, доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН. Специализировалась на изучении устного народного творчества, особенно «скоморошьей» темы — места древнерусских артистов в средневековом обществе и их репертуара;

Еремей Провович Чупров (1890 -?)  — крестьянин, дер. Аврамовская Печорского уезда Архангельской губ., исполнитель былин, лирических песен;

 Михаил Николаевич Мякушин (1889 -?) — уроженец деревни Пылема Лешуконского района Архангельской области. В начале 60-х гг. М. Н. Мякушин записывает известные ему песни в толстую тетрадь и посылает ее в Пушкинский Дом. Далее записывает свадебный фольклор, обычаи, приметы, поверия, собрание частушек и загадок. В конце декабря 1962 г. М. Н. Мякушин но приглашению фольклористов Фонограммархива ИРЛИ состоялась запись. Таким образом складывается коллекция, которая состоит из рукописной и звуковой частей;

Государственный академический орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов русский народный хор имени М. Е. Пятницкого —музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку. Организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864–1927), знаток певческого искусства, собиратель русских песен. Хор организован в 1911 году и существует в настоящее время;

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной — хореографический ансамбль русского народного танца. Создан в 1948 году балетмейстером и хореографом Надеждой Сергеевной Надеждиной (1904—1979.

 

Литература и фильмы:

  • Разумова А.П.  Русские народные сказки Карельского Поморья / сост., ст. А. П. Разумова, Т. И. Сенькина; ред. И. М. Колесницкая. Петрозаводск: Карелия, 1974;
  • Былины Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева / Подг. текстов и примеч. А.М. Астаховой. Вступ. статья А. М. Астаховой. Петрозаводск, 1948;
  • Былины. Свод русского фольклора Текст: в 25 т. / Российская акад. наук, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). 
  • «Богатыри» (опера-фарс, А. П. Бородин, 1867);
  • «Илья Муромец» (фильм, реж. – А. Птушко, 1956);

  

Советские мультфильмы о богатырях:

  1. «Добрыня Никитич», реж.  Дегтярёв В.Д., 1965
  2. «Илья Муромец (Пролог)», реж. Аксенчук И.С., 1975
  3. «Садко богатый», реж. Курчевский В.В.,1975
  4. «Василиса Микулишна», реж. Давыдов Р.В., 1975
  5. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», реж. Аксенчук И.С., 1978
  6. «Два богатыря», реж. Давыдов Р.В., 1989

 

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Алексей Балакин — историк литературы, текстолог, старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, доцент СПбГУ. Автор книг "Близко к тексту: Разыскания и предположения" и "Разыскания в области биографии и творчества И. А. Гончарова", а также статей в русских и иностранных журналах. Член редакционной коллегии Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН. Участник фольклорных и археографических экспедиций на Русский Север.