«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 6

Инна Веселова, Алексей Балакин, Светлана Жаворонок

01 марта 2022

Зачин «Туры и Богородица» к сатирической былине «Василий-пьяница». Эпическая реакция на наступление “последних времен”

Сюжет «Туров» завязан на встрече выбегающих из-за моря молодых туров с турицей-матерью и беседе о виденном в Киеве «чуде» – плачущей над Евангелием девице. Турица толкует детям «чудо» как видение Богородицы. Странное соединение плача Богородицы и кабацкой темы в сатирической былине находит объяснение в переживаниях эпохи раскола русской церкви XVII века. «Былина “Василий Игнатьев” расширила, углубила и усугубила причину плача Богородицы, которую обобщенно можно истолковать примерно так: князь (= царь), потерявший поддержку настоящих богатырей (= друзей, единомышленников) и вынужденный перед лицом опасности прибегнуть к помощи голи кабацкой (= изгои, вероотступники), – олицетворенное свидетельство наступления “последних времен”. Ситуация взывала к действию, эзотерический смысл которого состоял в призыве ухода истинно православных из мира антихриста, пример чему подала Богородица Своим уходом из Церкви» (Т.А. Бернштам).

 

Участники: Инна Веселова, Алексей Балакин, Светлана Жаворонок.

 

03:05 – Символизм зачина к сатирической былине.

04:10 – Кто такие туры и Индрики, и причем тут единороги?

06:02– «Уж вы туры да малы деточки» - зачин былины поморской из села Варзуга на Терском берегу.

07:31 – Старообрядческие регионы казачьего юга и Русского Севера сюжетов про туров как ключ к пониманию смысла сюжета.

09:30 – Старообрядческие традиции сегодня. Старообрядцы и староверы: обряды соблюдать или веру верить. XVII век: что мы знаем о расколе? «Телесная чистота»,  высокий уровень книжной культуры, крепкая вера и красота быта. Единороги, фараонки  и львы – образы старообрядческой культуры.

18:39 – Сокрушение мира  и безвременье как основные причины плача Богородицы.

Образ Богородицы как  метафора гонимой веры: уникальная красота и беспорядочный вид.

22:28 – События XVII века. Исправление книг как основная драма раскола.

Потомки старообрядческой культуры: культурный рудимент и  телесная память. Разорение старообрядческих скитов. География расселения гонимых старообрядцев.        

34:09 – Единороги – символ девственности, Богородицы и чистой веры, а туры – вестники «невиданного». Диалог матери и детей: дети видят, а взрослые – толкуют.                                       

39:49 – Как зачин-плач настраивает фокус на сатирический сюжет былины про богатыря-пьяницу и Батыгу Батыговича.

44:12 – Пьяница Василий и князь Владимир: три чарки с «благородными» напитками. Перевертыш сюжета об Илье Муромце. Сатира как эпическая инновация.

49:15– Согласие пьяницы вступить в борьбу в обмен на княжеские одежды: трикстерские трюки. Василий – богатырь без принципов, награда которому – безденежный билет в царские кабаки. Богатырь возвращается туда, где был найден.

57:21– Сохранившийся эпический сюжет как признак того, что культура староверов удерживалась поколениями.  Активная память о беде и согласованные  в обществе ценности

 

Литература

  • Бернштам Т.А. «Туры, Богородица и богатырь-пьяница (расследование одной “эпической” загадки)» (2004)
  • Духовный стих «Голубиная книга» из «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»
  • Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века.

Слушать

Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать

Все эпизоды: Эпос

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Алексей Балакин — историк литературы, текстолог, старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, доцент СПбГУ. Автор книг "Близко к тексту: Разыскания и предположения" и "Разыскания в области биографии и творчества И. А. Гончарова", а также статей в русских и иностранных журналах. Член редакционной коллегии Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН. Участник фольклорных и археографических экспедиций на Русский Север.

Светлана Жаворонок — фольклорист, антрополог, независимый исследователь. Область научных интересов: заговорная и мифологическая традиция Русского Севера, непрофессиональное изобразительное искусство. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.