«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Прагмема в БДТ им. Г.А. Товстоногова: Эпоха просвещения (ОСЕНЬ 2018)

 

Лекционный проект «БДТ: эпоха просвещения» — зона контакта ученых, практиков искусства и петербургской публики. Искусство - живая, активно развивающаяся область знания, достижения и открытия которой составляют общую ценность. Рассказам об искусстве посвящена программа, лекторами которой являются люди, своей исследовательской деятельностью и художественной практикой создающие новое знание о культуре и искусстве.

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч, посвященных народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к. ф. н. Инна Веселова.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

При поддержке фонда ALMA MATER

 

Начало лекций в 15:00.

Адрес: СПб, Наб. р. Фонтанки, 65, фойе театра.

Билеты в кассе театра. Заказ билетов: www.bdt.spb.ru.

Видеозаписи лекций прошедших сезонов можно смотреть здесь: Воскресная программа интеллектуального досуга (Youtube)

 

16 сентября 2018, начало в 15:00

Жанр - это выбор стратегии Героя, путь к цели. Жанр - это дорожная карта Героя. Иногда герой теряет карту, а затем мучительно ищет; порой карта врет, Герой сбивается с пути, но, обретя новые знания, исправляет и дополняет карту - не для себя, а для тех, кто будет следовать вслед за ним. Герой - это воплощение коллективного бессознательного запроса зрителей, точка опоры в меняющемся мире. Поразительно, но факт - главными экранными героями последнего десятилетия стали представители "низких" жанров - боевиков, фэнтези, комиксов и даже трэш- культуры. Невероятную популярность "мусорных" героев невозможно игнорировать, она говорит об изменившемся понятии "нормы", о новых агентах этой нормы и новых общественных страхах. Кто же они - эти существа, способные реагировать на вызовы современности? На примере нескольких экранных историй мы постараемся проанализировать метаморфозы собирательного Протагониста.

Подробнее…

30 сентября 2018, начало в 15:00

В 1955 году в журнале Советская музыка появилась первая статья о "еврейском" сочинении Дмитрия Шостаковича. Со временем исследователи стали говорить об особом месте еврейской темы в творчестве композитора, выявлять характерные черты в его камерных и симфонических произведениях. Сам он говорил, что заинтересовался миром еврейского фольклора благодаря одному из своих учеников, Вениамину Флейшману, однако главным источником впечатлений были театральные постановки 1920-1930-х годов.

Подробнее…

14 октября 2018, начало в 15:00

Феномен театра в культуре изумляет неистребимой силой, разнообразием и стойкостью – возможно, вследствие своей причастности к глубинным, изучаемым лишь антропологами слоям человеческого. Его несомненная причастность к сакральности, огонь которой по сей день не угасает в лучших современных театральных проявлениях, и к игре, абсолютно необходимой для человека, а также его познавательная мощь делают театр универсальной силой культуры. Никогда не исчезая совсем, он, однако, прошёл в Европе долгий путь, претерпев множество перемен и обновлений. Лекция очень кратко и обобщённо освещает отдельные важные этапам этого пути: античную драму, эволюцию средневековых драматических форм в ренессансный профессиональный театр, испанский театр Золотого века, английскую елизаветинскую драму, классицистический французский театр, театр романтизма, отражения в драме натуралистической и символистической эстетики; упоминаются некоторые влиятельные для ХХ века режиссёрские школы.

Подробнее…

28 октября 2018, начало в 15:00

За право быть примадонной театра в разные годы состязались З. Холмская, П. Стрепетова и Л. Яворская, но "яблоко раздора" старик Суворин предпочел отдать К. Дестомбе - актрисе молодой, но очень тусклой, чем вызвал неудовольствие всей труппы. Другое событие, взволновавшее общественность - постановка пьесы "Контрабандисты": спектакль был освистан в связи с его антисемитской подоплекой. Особая тема - Суворин и Чехов, их взаимоотношения и совместный опыт написания драмы "Татьяна Репина", навеянный самоубийством актрисы Евлалии Кадминой. Рассказ о Малом театре иллюстрируется картинами и портретами, созданными И. Репиным, Н.Яорошенко, В. Серовым, А. Рицони, декорациями С. Судейкина, Н. Сапунова и др

Подробнее…

11 ноября 2018, начало в 15:00

Уровень потребления алкогольных напитков прямо пропорционален той социальной роли, которую они играют как средство организации общения и «ритуальной означенности узловых моментов бытия». Поэтому не кажется преувеличением утверждение, что «в напитках ещё более, чем в других формах пищи выражаются ценностные, экономические, культурные вариации данного общества». В Османской империи, как и во всех странах Средиземноморья, «благодатного пояса виноградной лозы», потребление спиртных напитков выходило далеко за пределы банального удовлетворения потребностей в алкоголе. Социальные, эмоциональные и моральные аспекты винопития породили целый круг обычаев и ритуалов, которые со временем сформировали особую культуру. Своеобразие ей придавало то, что возникла она в полиэтнической, поликонфессиональной стране, где доминировали исламские религиозные установки, мягко говоря, не одобрявшие, потребление алкоголя.

Подробнее…

25 ноября 2018, начало в 15:00

Человеку нужна биография, народу и государству - история. И в истории личной, и в истории коллективной всегда есть место мифу. Он даёт яркость, масштаб, загадочность любому повествованию. Мифотворчество - внутренняя потребность рассказывающего, и в то же время - возможность превратить CV в биографию, а даты и сведения - в историю. Греция подарила нам мифы, в которых отразилась вся человеческая жизнь. Но и сама она стала мифом, без которого ни Европа, ни Россия не могут построить повествование о собственной истории. Как творился и как жил миф о Греции в русской культуре? Какое отношение имеют к нему русские греки? Как повлиял этот миф на творчество и судьбы Каподистрии, Щербины, Хартахая? Важен ли миф о Греции для греков сегодня? И каков он? Этим и другим вопросам непростых, но всегда эмоционально наполненных отношений Греции и России будет посвящена эта встреча.

Подробнее…

09 декабря 2018, начало в 15:00

Празднование юбилея предписывается в Ветхом Завете: юбилейный год установлен в Библии, и установлен непосредственно велением Господа, в откровении Моисею. Это особенное, священное время, когда прекращаются многие обыденные действия. Начало юбилейного года провозглашается звуками особого духового инструмента – шофара йовела. Шофар – ритуальный духовой инструмент, появившийся еще в Ветхом Завете и до настоящего времени занимающий важное место в синагогальных обрядах. Христианское средневековое искусство замкнуто совсем в другой традиции. Тем не менее существуют все данные для того, чтоб говорить об иконографии шофара в искусстве Европы, Византии и христианского Востока.

Подробнее…

23 декабря 2018, начало в 15:00

Мало кто знает, что в «старинах», а именно так эпические песни называли сказители, творили хрестоматийные богатыри и менее известные их соперники и товарищи. Но никто точно не вспоминает о героинях русского эпоса. Меж тем в большинстве сюжетов былин богатыри оказываются пешками в многоходовой женской игре. Хитроумные трюки, дерзкие обманы, бесстрашные выборы и недюжинная сила героинь удивляют самих сказителей и сказительниц до такой степени, что им приходится прерывать рассказ, чтобы прокомментировать поступки жен, дев, волшебниц и воительниц. К сожалению, героиням чаще всего приходится платить высокую цену за своеволие и желания, но во всегда считавшемся «мужским» мире русского эпоса открыто или исподволь действуют героини не слабее Брунгильды. В каждом исполнении сказители наполняют старые сюжеты чаяниями сильных женщинах и знанием хитрых тактик.

Подробнее…

Лекторы

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Четыре лекции из истории западноевропейской литературы построены не столько по историческому, сколько по нормативному принципу: они освещают феномены четырёх великих литературных личностей — Данте, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Каждый из них представляет собой ярчайшее проявление национального литературного процесса в своей стране и одновременно культурный канон всеевропейского Нового времени.

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).

Алексей Образцов — востоковед, тюрколог, литературовед, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ и ВШЭ в СПб. Область занятий — средневековая турецкая (османская) литература, нормативная поэтика османской поэзии, культура и быт османских турок, становление и развитие жанровой системы новой турецкой литературы.

Ирина Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы Санки-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX-начала XX веков, теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ об Антоне Чехове, Всеволоде Гаршине, Льве Толстом, Иване Бунине.

Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».