«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 2. Фольклорный эпос: чем он привлекателен для современного человека. Масштабное и частное, или Жизненный мир в мире эпическом

Ануш Варданян, Инна Веселова, Любовь Голубева

25 января 2022

Категория «эпического» очень хорошо знакома современному человеку. В основном она возникает в разговорах о кино, а «Звездные войны» - канонический эпос на все времена. Считается, что он создан по модели, описанной Дж. Кэмпбеллом в must-read книге всех сценаристов – «Тысячеликом герое». В свою очередь схема Кэмпбелла имеет много параллелей с «Морфологией сказки» Владимира Проппа.

Мы говорим о том, как схемы и поэтика классического эпоса воссоздаются в кинематографе, о бродячих сюжетах и типических героях. Но важнее то, что каждый сказитель устного эпоса, как и современный режиссер, создавал для своих слушателей уникальный перформанс – по мотивам известных сюжетных схем в приложении к знакомому миру повседневности. Так Добрыня, оказываясь в облике странника на свадьбе собственной жены, лихо заходит на чужой пир. Он стоит «одной ногой на пороге, другой – у печи», одним шагом пересекая все мыслимые границы этикета. Ни званый гость, ни тем более странник не может войти к столам без троекратного приглашения. Переодевшийся в странника герой выдает себя привычной поступью. Для богатыря и слушателя эпоса действуют общие правила этикета, нормы справедливости и чести.

 

 

 02:30 – Эпическое (и мифическое) в современном кино.

07:00 – Устный эпос – это не только набор мотивов и сюжетов, это связь с локальной историей и жизненным опытом сказителя и слушателей.

10:30 – Одиссей,  Добрыня и Люк Скайвокер: путь героя. Хронотопы пира и бара как начало пути.

15:00 – О неудалом добром молодце и о его женщинах. Путь героя часто предопределен «эпическим» провалом.

17:10 – Киевские и новгородские циклы русских былин.  Два разных полиса: Киев как княжеская столица и коллективная личность Новгорода.

19:50 – Детали жизненного мира в эпическом

21:50 – Пиры как место жизненных поворотов эпических героев.

30:30 – Правила и предписания: из жизненного в эпическое. Что выдает в Добрыне, который неузнанным приходит на свадьбу своей жены с Алешей Поповичем, хозяина дома.  

40:35 – Былина как авторское высказывание. Настройка на слушателя.

45:00  - Сказительские приемы: эпические формулы и метафоры: «На ей штобы была рубашка тонка белая, / Кабы сквозь ее рубашку тело видети, / Ищэ сквозь бы ле тело кости видети, / И как всякия суставы чоловечески, / Уж из кости ле бы в кос мозг переливаитьсе, / Как скаченой ле жемчуг перекатаитсе» (Ончуков 1904, № 27, Усть-Цильма).

59:00 – Культурный поворот: от типического к индивидуальному.

 

 

  • Бернштам Т. А. Добрый молодец и река Смородина// Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб., 1993. Вып. 1. С. 17–34.* Будни крестьянской семьи: радости и скорби, умеренность (век XIX — начало века ХХ) / Т. А. Бернштам // Российская провинция. — 1995. — № 3. — С.164-169.
  • Бернштам Т. А. Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян / Т. А. Бернштам. — СПб.: МАЭ РАН, 2011.
  • № 49 Женитьба Михайла Егнатьевича (Записала Э.Г.Бородина 26-27 марта 1938 г. в Москве) // Былины М. С. Крюковой. [В 2 т. Т. 1] / Государственный литературный музей ; запис. и коммент. Э. Бородина и Р. Липец ; ввод. ст. Р. Липец ; ред. и предисл. Ю. Соколова.— М.,1939.(Летописи Государственного литературного музея; кн. 6). С. 546 – 556. 
  • Былины Севера. Т. 1. Мезень и Печора. Записи А. М. Астаховой. М. : АН СССР, 1938. 
  • Легенды Шахнамэ. Фирдоуси А. Шах-наме. т. 1-2, пер. В. В. Державина и С. И. Липкина. Вступ. ст. И. С. Брагинского, подгот. текста и прим. М.-Н. О. Османова, М., 1964.
  • Кэмпбелл Дж.Тысячеликий герой / пер. с англ. О. Ю. Чекчурина. — СПб.: Питер, 2018. 
  • Пропп В.Я.  Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2001.

.

Лекторы

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Любовь Голубева — фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В 2017 году защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».