«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Любовь Голубева

Любовь Голубева — фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В 2017 году защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

  • Golubeva L., Kupriyanova S. Taboo Words and Secret Language as Verbal Magic in Childbirth (Russian North) //  The Languges of magic. Milano, LED, 2022. 69-80 p.
  • Материнство в советской деревне : Ритуалы, дискурсы, практики : в 2 т. / Сост. Л. В. Голубева, С. О. Куприянова ; статья, коммент., подг. текстов Л. В. Голубевой, С. О. Куприяновой ; под общ. ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2022.
  • Голубева Л. В., Куприянова С. О. Няньки и младенцы: практики заботы в севернорусской деревне (1900 – 1960 гг.) //  Поморские чтения — III. Сборник материалов. Мезень-Архангельск, 2021. С. 221—230.
  • Голубева Л. В. Обетный приговор // Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. СПб, 2020. С. 110–129.
  • Голубева Л. В. «Сколотные» и «любоделанные»: об отношении к внебрачным детям в севернорусской деревне / Женское и мужское в современной традиционной культуре: сохранение, фиксация, понимание// Материалы XIII международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. В 2-х частях. Ч.1. М., 2020. С. 393-397.
  • Голубева Л. В., Куприянова С. О. Практики домашнего крещения в советской деревне (Вологодская и Архангельская обл.) // XLVIII Международная филологическая научная конференция 18 – 27 марта 2019 г. Сборник материалов. СПб, 2019 (в печати)
  • Голубева Л. В. "Одевание" пространства: мягкие границы - строгие правила // Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. № 4(173). Петрозаводск, 2018. С. 19 - 24.
  • Голубева Л. В. Мужчина в родильном обряде: конфликт дискурса и практики (на материале Русского Севера) / Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур // Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Том 1. Смоленск, 2016. С. 219-221.
  • Голубева Л. В. «С горячим приветом к вам Митя»: письма учителя села Вожгора Д.С. Назарова к жене Анне (1939-1941 годы) // Предисловие и  публикация Л.В.  Голубевой / Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум. СПб., 2014.  
  • Голубева Л. В. Платок как атрибут памяти в рекрутском обряде // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум / Сост. С.Б, Адоньева, С.О. Куприянова; под ред. С.Б. Адоньевой. СПб., 2014. С. 57-74.
  • Голубева Л. В. «Женщины все больше носили, тряпки вѝсили»: относ пелен как женская религиозная практика // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум/  Сост. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб., 2012. С. 29-39.

// Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2020. C.110-129

Голубева Л. В. "Одевание" пространства: мягкие границы - строгие правила // Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. № 4(173). Петрозаводск, 2018. С. 19 - 24.

В наших домах, на полках или в шкафах, в шкатулках или коробочках хранятся вещи, которые в семьях передаются из поколения в поколение. Наши деревенские бабушки тоже собирали свои особые коллекции в сундуки и короба. Это были платки, шали, сарафаны и другие тканевые изделия. Такие коллекции назывались собойным: одежда оттуда предназначалось не только для ношения, но и для хранения и дальнейшей передачи (одаривания) своим дочерям и невесткам. Вместе с вещами передавались и истории о них. О памятных вещах и особых практиках памяти в деревнях и городе мы и будем говорить на нашей лекции

Подробнее…

Продукты | Семинары (8)

Краеведение: семья и память локальных сообществ
Краеведение: семья и память локальных сообществ

Подробнее…

Ритуалы бедствия
Ритуалы бедствия

Подробнее…

Дарить, благословлять, благодарить: практики расточения блага
Дарить, благословлять, благодарить: практики расточения блага

Подробнее…

Духи места: фигуры опыта
Духи места: фигуры опыта

Подробнее…

Материнство в ситуациях кризиса: водворять, править и отпускать
Материнство в ситуациях кризиса: водворять, править и отпускать

Подробнее…

Странности русской свадьбы
Странности русской свадьбы

Подробнее…

Отчество, отечество и Мать сыра Земля
Отчество, отечество и Мать сыра Земля

Подробнее…

Видеокурс
Видеокурс "Традиционный русский фольклор: как это работает"

Подробнее…

Продукты | Книги (3)

Ритуалы бедствия: антропологические очерки
Ритуалы бедствия: антропологические очерки

Подробнее…

Материнство в советской деревне : Ритуалы, дискурсы, практики (в 2-х томах)
Материнство в советской деревне : Ритуалы, дискурсы, практики (в 2-х томах)

Подробнее…

Коммуникативные конвенции и социальные сценарии
Коммуникативные конвенции и социальные сценарии

Подробнее…