«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Русские сказки. Медленное чтение

Когда: 04 сентября 2025, начало в 18:00

«Русские сказки. Медленное чтение»

 

Мы многие годы записываем сказки в деревнях Русского Севера. Семинар посвящен анализу этих записей. Мы будем слушать и читать сказки, будем обсуждать вопросы зачем, кому, и о чем говорят, когда сказывают. А также поговорим о том, как устроен сказочный мир и сказочный язык.

Занятия будут проходить по четвергам, 18:00 ч. / МСК/

Формат — онлайн (платформа ZOOM) и очные встречи на Макарова 16/2

Стоимость участия — 15 000 руб. (абонемент*), 2000 руб. (одно занятие)

Чтобы мы с вами связались, пожалуйста, заполните форму

*Обладатели абонемента получат архивные записи анализируемых сказок

 

Р А С П И С А Н И Е , Т Е М Ы  и Л Е К Т О Р Ы

 

04 сентября 

Сказка Анны Марковны Антоновой «Морозко». Демоны леса

Светлана Адоньева

18 сентября 

«Баба яга и девушка», «Женихи-разбойники» и обряд ловли молодки:  сказка и ритуальный контекст

Любовь Голубева

2 октября 

Сказка «Кот, петух и лиса»: животные персонажи и социальные конфликты

Юлия Мариничева

16 октября 

«Кисонька-матушка, где ты была?»: песня, сказка, колядка или игра?

Софья  Куприянова

30 октября 

«Марьюшка-Посикомушка»: призрачная реальность на границе ритуала

Инна Веселова

13 ноября 

«Медведь на липовой ноге»: о медведе, его культе, страхе и бабе

Инна Веселова

27 ноября 

«Глинышки» и «Липанушки»: сказки о сделанных детях

Любовь Голубева

11 декабря 

«Лентяйка». Сказки о ленивых женах, или Почему контроль влечет за собой обман

Инна Веселова

25 декабря 

Сказка М.И. Доможировой «Кто не работает, то не ест»: воспитание молодок в бытовых сказках

Надежда Курзина

08 января 

«Петушок-петушок, золотой гребешок», или о чем еще поют в сказках о животных

Юлия Мариничева

22 января 

Сказка Анны Марковны Антоновой и Анны Дмитриевны Лукичевой «Тинкой да глинкой». Демоны леса

Светлана Адоньева

 

 

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я:

Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб, 2000.

Адоньева С.Б., Мариничева Ю.Ю. Фольклор в свете теории коммуникации и конвенции сказочной речи // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум / Сост. С.Б. Адоньева, С.О. Куприянова. СПб., 2014. С. 11-24.

Веселова И.С. О зависимости функции текста от формы его бытования // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18 - 20 февраля 1998 года. СПб, 1998. С. 7–14.

Веселова И.С. Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. №10 (95). См.: http://www.pragmema.ru/ru/article-sluchay-snegurochki.

Веселова И.С. «Ударилась об землю, обернулась и улетела»: пластика ритуала и метафоры переходных состояний // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации. Материалы международной конференции (Москва, РАНХиГС, 11–12 декабря 2015). / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издательский дом Дело», 2015. С. 46–51.

Веселова И.С. Конфликт лояльностей, или Путь за собственным «таланом» (на примере анализа сказок сюжетного типа 402 AT «Царевна-лягушка») // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016. С. 195–228. См.: http://www.pragmema.ru/ru/article-konflikt-loyalnostey.

Веселова И.С. Этические основания сюжетосложения: «тактики слабых» и «тактики сильных» в современных русских сказках // Сказка в фольклоре, литературе и искусстве: традиционное и новое. М.: ГИИ, 2020. С. 20–35. См.: http://www.pragmema.ru/ru/veselova-i.s.-eticheskoe-osnovaniya-suzhetoslozheniya.

Веселова И.С. Сказки с хорошим и плохим концом. Лекция. См.: http://www.pragmema.ru/ru/podcast-veselova-skazki.

Веселова И.С. Сказки с хорошим и плохим концом: об индивидуальной судьбе и социальной лояльности. См.: http://www.pragmema.ru/ru/veselova-skazki-s-horoshim-koncom

Герасимова Н.М. Формулы русской волшебной сказки (К проблеме стереотипности и вариативности традиционной культуры) // Прагматика текста: фольклор, литература, культура: Сб. ст. / Под ред. А.Ф. Некрыловой. СПб.: Изд-ва РИИИ, СПбГУ 2012. С. 25-43.

Герасимова Н.М. Севернорусская сказка как речевой жанр // Там же. С. 70-91.   

Колесницкая И.М. Сказки // Пушкин: Итоги и проблемы изучения / Коллективная монография / ред. Б.П. Городецкий. М., Л.: Наука, 1966. С. 437-444.

Мариничева Ю.Ю. Русские сказки о животных: система персонажей // Антропологический форум (on-line), СПб, 2011. № 15. С. 216-233. См.: https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/015online/marinicheva.

Мариничева Ю.Ю. Северорусские сказки в современных записях: опыт фиксации // Поморские чтения III: Сборник материалов / Сост. Е.Г. Едовин. Архангельск: Лоция, 2021. С. 231-240. 

Мариничева Ю.Ю. Современная севернорусская сказочная традиция // L Международная научная филологическая конференция имени Л.А. Вербицкой. Избранные доклады / под ред. В.П. Казакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2023. С. 166-178.

 

Иллюстрация (с) Эльмира Сафина 

 

 

 

Полная программа: pragmema.edu

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Надежда Курзина — филолог, фольклорист. Родилась в Санкт-Петербурге в 1992 г. С 2010 года принимала участие в фольклорно-этнографических экспедициях СПБГУ. В 2015 году закончила бакалавриат, тема выпускной работы: "Фольклорный и обрядовый контекст социального статуса: Молодка. Русский Север". В 2017 году защитила магистерскую диссертацию на тему: "Девья воля и бабья волокита" - героини севернорусских волшебных сказок. С 2018 года - сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»

Любовь Голубева — фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В 2017 году защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Софья Куприянова — фольклорист, антрополог. Родилась в Ленинграде в 1986 г. В 2010 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2012 году защитила магистерскую диссертацию по теме «Культура укачивания и традиция колыбельных». В 2016 году защитила выпускную классификационную работу «Традиция колыбельных в русской культуре» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика». С 2004 года участница экспедиций СПбГУ на Русский Север. Участник проектов «Источниковедческий анализ и подготовка звукового аналога «Свода русского фольклора. Былины» (на материалах Фонограммархива отдела фольклора ИРЛИ РАН). (№ проекта 12-34-01056), «Коммуникативные конвенции устной речи» (№ проекта 31.48.1033.2012). Участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор материнства и детства, техники тела, практики повседневности.