«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Николай Громов

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).

За право быть примадонной театра в разные годы состязались З. Холмская, П. Стрепетова и Л. Яворская, но "яблоко раздора" старик Суворин предпочел отдать К. Дестомбе - актрисе молодой, но очень тусклой, чем вызвал неудовольствие всей труппы. Другое событие, взволновавшее общественность - постановка пьесы "Контрабандисты": спектакль был освистан в связи с его антисемитской подоплекой. Особая тема - Суворин и Чехов, их взаимоотношения и совместный опыт написания драмы "Татьяна Репина", навеянный самоубийством актрисы Евлалии Кадминой. Рассказ о Малом театре иллюстрируется картинами и портретами, созданными И. Репиным, Н.Яорошенко, В. Серовым, А. Рицони, декорациями С. Судейкина, Н. Сапунова и др

Подробнее…

Французское искусство играет в истории живописи XIX века образца. Оно развивалось как будто бы для того, чтобы поставлять идеальные иллюстрации в учебниках. Мы пройдем путь от позднего академизма, явленного в творчестве Жака Луи Давида (1748-1825), Пьер-Нарсиса Герена (1774-1839) и Доминика Энгра (1780-1867), до различных вариантов дивизионизма — пуантилизма и кубизма — в конце XIX века. В обозначенных рамках поместились, переплетаясь и наслаиваясь во времени представители романтического направления в искусстве Франции – Теодор Жерико (1791-1824), Эжен Делакруа (1798-1863), Теодор Шассерио (1819-1856), Гюстав Курбе (1819-1877) и Барбизонская школа в ее высших достижениях и переходных к предимпрессионизму формах мсатеров Камиль Коро (1796-1875), Теодор Руссо (1812-1867), Франсуа Милле (1814-1875), Шарль Фрпансуа Добиньи (1817-1878), Жюль Дюпре (1811-1889). Отдельное место в мощном развитии живописных стилей занимает новатор Эдуард Мане (1832-1883). В ходе лекции мы познакомимся с малоизвестными шедеврами лидеров импрессионизма в живописи: Клода Моне (1840-1926), Огюста Ренуара (1841-1919), Эдгара Дега (1834-1917) и Альфреда Сислея (1839-1899). Поль Сезанн (1839-1906), Поль Гоген (1848-1903), Винсент Ван Гог (1853-1890) и Анри Тулуз-Лортрек (1864-1901), именуемые постимпрессионистами, блистательно венчают искусство Франции XIX век.

Подробнее…

Разговор об итальянском искусстве XIX века начнем со скульптурных шедевров Антонио Канова (1757-1822). Романтическая тенденция нашла свое воплощение в итальянской живописи в творчестве Франческо Айеца (1791-1882), Ипполито Каффи (1809-1866) и Доменико Морелли (1826-1901), а также в восточных мотивах искусства Мариано Фортуни-и-Карбо (1838-1874). Российской публике почти неизвестна итальянская версия импрессионизма — маккьяйоли — и имена её ярких представителей: Сильвестро Лега (1826-1895), Джузеппе де Ниттис (1846-1884). Также незаслуженно без внимания широкой публики остались итальянские художники-дивизионисты: Анджело Морбелли (1853-1919) и Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (1868-1907). Символизм Джованни Сегантини (1858-1899).

Подробнее…

Немецкий романтизм берет начало в философии Л. Тика, В. Вакенродера, братьев Шлегель и получает живописную интерпретацию в творчестве художников Филиппа Отто Рунге (1777-1810) и Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Мы проследим развитие стиля в ретроспективном романтизме «назарейцев» — Фридриха Овербека (1789-1869), Петера Корнелиуса (1783-1867), Вильгельма фон Шадова (1788-1862), Морица фон Швинда (1804-1871). Немецкое искусство XIX века отнюдь не ограничивается романтизмом. В ходе лекции мы познакомимся с реализмом Вильгельма Лейбля (1844-1900), Франца фон Ленбаха (1836-1904), Макса Либермана (1847-1935), Адольфа Менцеля (1815-1905), импрессионизмом в творчестве последнего, символизмом картин Ганса фон Маре (1837-1887), Макса Клингера (1857-1920) и югендстилем в его вершинах, достигнутых Ловисом Коринтом (1858-1925), Гансом Тома (1839-1924), Францом фон Штук (1863-1928) и Густавом Климтом (1862-1918). Многообразие стилей и направлений, охваченных национальными живописцами, подготовили прорыв немецких мастеров к экспрессионизму и другим авангардным явлениям.

Подробнее…

Лекцию об английском искусстве XIX века начнем с рассказа о значении, которое имели Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо и Ромни для преодоления провинциализма английской живописи. Заметную роль в этом процессе сыграло развитие пейзажного жанра и отдельные его мастера – Джон Констебл (1776-1837), Уильям Тёрнер (1775-1851), Сэмюэл Палмер (1805-1881). Поскольку работы Братства прерафаэлитов (1848) практически не представлены в отечественных музейных собраниях, то отдельное внимание мы уделим их доктрине возвращения к эстетике раннего Возрождения, воплощенной в работах Уильяма Холмена Ханта (1827-1910), Джона Эверетта Миллеса (1826-1896), Данте Габриэля Росетти (1828-1882), Форда Мэдокса Брауна (1821-1893), Джона Фредерика Уаттса (1817-1904), Эдварда Берн-Джонса (1833-1896) и Лоренса Альма-Тадема (1836-1912). Разговор об искусстве Великобритании будет неполон без упоминания об уникальной графике Уильяма Блейка (1757-1827) и Обри Бёрдслея (1872-1898), а также о работах Уильяма Мориса (1834-1896), возглавившего движение «искусств и ремёсел», разцветшего в стиле модерн.

Подробнее…

Принято считать, что ревность — непременная участница любви: не ревнует, — значит, не любит. Однако из-за нее — размолвки, драмы и трагедии. Но роль ревности намного шире. Она сестра зависти, только намного злее и мстительнее. Об этом повествуют произведения Тинторетто, Энгра, Гогена, Штука, Мунка, Эндис, Касаткина, Климоненко и других художников.

Подробнее…

Тема любви — одна из основных и в творчестве всех создателей культуры. Ярко и многообразно воплощена она в произведениях художников, начиная от эллинских времен и до наших дней. Менялась трактовка. Любовь показывали то в образах божественного целомудрия, то — как идеал возвышенных романтических чувств. Видели в ней и легкий флирт, и прозу жизни, и бесстыдство. В этом убеждают произведения Тициана, Буше, Хаеца, Родена, Климта, Шиле, Пикассо, Дали, Сомова, Кустодиева, Кончаловского и др.

Подробнее…

Каковы критерии оценки фигур Адама или Ван Дамма? Почему «Апполон» Леохара уступает в красоте «Гераклу» Лисиппа, а обе статуи — живому афиняну Сократу? Почему мятежный дух Микеланджело не по душе нарцис­сам последних времен? Попробуем найти ответ.

Подробнее…

«Сперва мужской был создан пол, Затем, окончив школу, Творец вселенной перешёл К прекраснейшему полу!» Это шутливое четверостишие Роберта Бернса обусловлено не только здравым взглядом на представителей рода человеческого, но и опытом мирового изобразительного искусства. Вдохновлённые женской красотой художники всех времён и народов, прибегали к жанру «ню», чтобы показать бесконечное разнообразие женской наготы.

Подробнее…

На полотнах французских художников можно увидеть, как театр подпитывал живопись, а живопись воздействовала на театр. В лекции мы поговорим о связи живописи и театра эпох классицизма, рококо и просвещения.

Подробнее…