«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Мифологичные

Рассказы о встрече со сверхъестественными силами занимают чуть не самый большой объем среди фольклорных жанров в современных научных архивах. Однако планомерно собирать и изучать их стали меньше века назад. Казалось, что каждый человек может рассказать свою неповторимую историю о метафизическом опыте. Парадокс состоит в том, что персональный опыт уникален, а сюжеты повторяются. Рассказчики решают несколько задач, среди которых – обсудить свои переживания и найти понятную слушателям форму для этих переживаний. На помощь приходят «мифологичные» - метафоры, верования, миры и сознания.
 
В ходе занятий посмотрим, какие события нуждаются в рассказывании, какие сокровенные связки используют для их изложения, какие ценности и эмоции стоят за рассказами о домовых, доброходушках и прочих знаках судьбы. Дозволенное и возможное к рассказыванию и интерпретации обнаруживает границы между поколениями, стратами и ролями. Нарративные компетенции напрямую связаны с тем, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом и социальными навыками.

Полная программа: Видеокурс "Традиционный русский фольклор: как это работает"

Лекторы

Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».