«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Евгения Хаздан. Вне нотного стана: как записывали музыку

Когда: 26 апреля 2015, начало в 15:00

Где: Театральное фойе БДТ им. Г. А. Товстоногова (наб. реки Фонтанки, 65)

Пять линеек и нотные знаки — весьма позднее изобретение. Такая запись кажется удобной, хотя раньше мелодию фиксировали иначе. Однако порой звучание закрепляется иными способами, некоторые из них сохраняются веками, другие возникли совсем недавно.

 

Избранная библиография

  1. Борухович В. Г. В мире античных свитков / Под редакцией профессора Э. Д. Фролова. Саратов, 1976.
  2. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
  3. Загребин В. М. Диакритика средневековых славянских рукописей // Исследования памятников южнославянской и древнерусской письменности. Сб. трудов. М.; СПб., 2006. С. 144–182.
  4. Карцовник В. Г. Григорианский хорал в свете этномузыкознания: невмы, артикуляция, звуковысотный аспект // Народная музыка: история и типология: Памяти проф. Е.В.Гиппиуса (1903–1985): Сб. науч. тр. Л., 1989.
  5. Карцовник В. Г. О невменной нотации раннего Средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сборник научных трудов. Л., 1986. С. 21–41.
  6. Карцовник В. Г. Палеография и семиология (К изучению ранних систем музыкальной письменности) // Музыкальная коммуникация: Сборник научных трудов. СПб., 1996. С. 260—275. (Серия «Проблемы музыкознания». Вып. 8.)
  7. Поспелова Р. Л. Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы: На материале трактатов. Дисс.... доктора искусствоведения. М., 2003.
  8. Рамазанова Н. В. Остромирово Евангелие и древнерусское церковное пение. Российская национальная библиотека, 2007.
  9. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. (Изд. 2-е. М., 1975).
  10. Царлино, Джозеффо. Установление гармонии // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966, с. 424–464.
  11. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Краснодар, 2003.
  12. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Переводы, исследования, комментарии. Краснодар, 2004.
  13. Engberg, Sysse Gudrun. Greek Ekphonetic Notation. The Classical and the Pre-Classical Systems // Palaeobyzantine Notations. A Reconsideration of the Source Material / Ed. by J. Raasted and Ch. Troelsgard. Hernen, 1995. P. 33–55.
  14. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis, sive ars magnæ consoni et dissoni: in 10 libros digesta. Romæ, 1650.
  15. Reuchlin, Johanne. De accentibus et orthographia linguae hebraicae. Hagenau, 1518.
  16. Smith, John Arthur. Music in Ancient Judaism and Early Christianity. Surrey (England), Burlington (USA): Ashgate Publishing, Ltd., 2011.
  17. Wickes, William. Hebrew Accentuation. A Treatise on the Accentuation of the three so-colled Poetical Books of the Old Testament: Psalms, Proverbs and Job. Oxford: Oxford University Press, 1881.
  18. Wickes, William. Hebrew Accentuation. A Treatise on the Accentuation of the Twenty-one So-colled Prose Books of the Old Testament. Oxford: Clarendon Press, 1887.

Полная программа: Эпоха просвещения. Прагмема в БДТ. Весна 2015

О лекторе

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Галерея