«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Предыдущий раздел

Свидетели. Сочувствующие. Зеваки.

Следующий раздел

Герои этого раздела незаметны. Но мы предлагаем перевести взгляд на периферию кадра. Туда, где расположились свидетели, зеваки или, по-деревенски, «позоряне». Вот фотограф снимает портрет. А на заднем плане на лицах ровесников запечатлелась гамма чувств: кто-то рассматривает фотографа, кто-то ушел в себя, кто-то не сводит глаз с модели.

Фотограф снимает молодоженов у березы, а в этот момент через забор лезет вездесущий мальчишка, нарушая торжественность момента. Фотограф ловит первый супружеский поцелуй после регистрации брака, а в кадр попадают родители и свидетели, губы которых от сопереживания молодым сами сложились для поцелуя.

Кадр последнего прощания у дома запечатлел сложную сценографию отношений. Из окна за сценой наблюдает оставшаяся мыть полы в доме женщина — так предписывает похоронный ритуал. А рядом с рыдающими родственниками стоит соседка — рассматривающая покойницу с пристрастием.

Из-под рук старшего брата, из-за дверей свадебного застолья, из-за растянутой в качестве задника простыни, выглядывают те, для кого происходящие чуть ли не значимее, чем для главных героев. Ведь в центре — их интерес, их ценность, их воображаемое будущее или прошлое. Без зрителей нет концерта, без свидетелей — свадьбы, без зевак — события.

Инна Веселова, Светлана Адоньева