«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Предыдущий раздел

Бабушки и внуки

Следующий раздел

Дети с бабушками — один из любимых сюжетов Ю.А. Галева. Очевидно, что внуки были вместе с бабушками до того, как предстали перед фотокамерой, и будут вместе, когда фотограф уйдет. Они привыкли быть рядом друг с другом. Где бы их ни заставал фотограф — дома, в поле, на улице, в гостях — внуки вписаны в бабушкины тела как картины в раму. Обычно эта пара предстает перед объективом, остановленная за каким-то своим привычным занятием. Бабушка для внуков — постамент, опора, фундамент; иногда она даже не попадает в кадр, но этот кадр без нее невозможен.

За спиной у этих деревенских бабушек — детский опыт дореволюционной деревни с престольными праздниками, постами, свадьбами по-старинному и воскресными походами в церковь. В юности они пережили раскулачивание своих или соседских семей. В их опыте — горе «похоронки» на отца, мужа или сына, раннее военное вдовство и послевоенный голод, когда они со своими свекровями поднимали детей без участия мужчин. Эти бабушки обычно не очень любили рассказывать о своих бабушках и дедушках. Но именно от них своим внукам они передавали жизненные привычки и правила, основания которых редко объяснялись: сидеть, сложив руки на коленях, повязывать головной платок, собирая складку у висков, дуть на чай, перелитый в блюдечко, чтобы не обжечься, лечить ушибленное колено заговором («у кошки бол´и, у собаки бол´и, а у Оли заживи»), а царапину — листом подорожника.

На фотографиях бабушек с внуками представлен весь диапазон переживаний старших женщин, скрывающихся за этой связью — от интимности и безусловности заботы и доверия, до гордости за собственную человеческую состоятельность: род выжил благодаря ее жизненному усилию, размеры которого ведомы только ей одной.

Инна Веселова, Светлана Адоньева