«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Мигель де Сервантес как драматург

Ольга Светлакова

04 декабря 2020

Испанский ренессансный театр играл огромную роль во всех сферах культуры: если автор не усиливал свой голос театральной формой высказывания, его слышала лишь горстка интеллектуалов. Автор «Дон Кихота» как драматург не котировался: битва за популярность была им проиграна, прежде всего Лопе де Веге. Неуспех в театре не только язвил авторское самолюбие. Он был теоретической проблемой, требующей решения. Сервантес это сделал, рассчитавшись с театром в драматургическом сборнике 1615 года. Великодушно и щедро воздав добром за обиду, он создал теорию драмы, объяснил театральной стихии её суть, рассказал ей её собственную историю в форме продуманно составленного сборника комедий. Театр, высокомерный и капризный мучитель Сервантеса-автора, был теперь без труда и с улыбкой созерцаемым, пассивным и вполне обозримым объектом в поле зрения Сервантеса-теоретика. Острота и сила сервантесовской мысли ставят его теорию драмы в ряд лучших ренессансных поэтик, а своеобразие его высказывания в том, что оно сделано на языке «противника»: в форме цикла пьес.

Лекторы

Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Четыре лекции из истории западноевропейской литературы построены не столько по историческому, сколько по нормативному принципу: они освещают феномены четырёх великих литературных личностей — Данте, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Каждый из них представляет собой ярчайшее проявление национального литературного процесса в своей стране и одновременно культурный канон всеевропейского Нового времени.