«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Михаил Отрадин

Михаил Отрадин — профессор, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных русской литературе XIX века; среди них: «Проза И.А.Гончарова в литературном контексте» (СПб., 1994), "На пороге как бы двойного бытия..." (СПб., 2012). Читает курсы «История русской литературы второй половины 19 века», «"Литературное путешествие" в русской литературе 19 века», «Люди 1840-х годов в жизни в литературе». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.

«Что мне до русского Парнаса? Я — неизвестный дилетант!», — в этих строках Апухтина, написанных с оглядкой на «Мою родословную» Пушкина, скрыты две неточности. Русскому читателю поэт Апухтин был уже известен. И известен как очень умелый и даже искушенный стихотворец. А что касается прозы, к которой он обратился в конце 1880-х годов, то прислушаемся к мнению Михаила Булгакова: «Апухтин — тонкий, мягкий, ироничный прозаик... Какой культурный писатель!».

Подробнее…

А. Н. Островский хорошо знал мир театра. Драматург дал нам возможность взглянуть на мир «талантов и поклонников» не из зрительного зала, а со стороны кулис. Он показал, что жизнь людей «сцены» и жизнь публики взаимоотражаются и взаимовлияют друг на друга.

Подробнее…

После быстро ставшего популярным романа Эжена Сю «Парижские тайны» (1843) Европу накрыла война литературных «тайн»: «Брюссельские», «Лондонские», «Мадридские»… В этом ряду стоит и роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» (1867). Но в случае с русским автором к моде дело не свелось: Крестовскому удалось органично соединить традиции бытовой очерковой литературы с криминально-авантюрным сюжетом. Читателей заинтересовал и поразил экзотический Петербург, в котором переход из светской гостиной в воровской притон или ночлежку Сенной площади не так сложен, как могло казаться.

Подробнее…

Популярность «Обломова» обернулась катастрофическим упрощением смысла романа. Гончаров сравнивает Илью Ильича с Галатеей, Иванушкой-дурачком, Ильей Муромцем, Платоном, Иосифом Навином, Гамлетом, Балтазаром, старцами-пустынниками. Зачем он это делает? Мы обратимся к тексту и попробуем освободиться от инерции в его восприятии.

Подробнее…