«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Евгения Хаздан. Выставка Гартмана в «Картинках» Мусоргского. История одной фальсификации

Когда: 11 мая 2014, начало в 15:30

Где: Михайловский театр, Театральная гостиная «Площадь искусств»

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был создан М. П. Мусоргским в память о его друге, архитекторе Викторе Гартмане. До нашего времени сохранилось всего шесть акварелей, которые специалисты связывают с выставкой, вдохновившей композитора. Пьесы обычно трактуются как «музыкальные иллюстрации».

При жизни Мусоргского «Картинки» опубликованы не были. Более чем столетние традиции исполнения цикла следуют указаниям, сделанным современником композитора В. В. Стасовым через двадцать с лишним лет после его смерти. Именно тогда появилась новая редакция этого сочинения. Сделанный тогда же комментарий к одной из пьес — «Два польских еврея: богатый и бедный» — позднее стал ее «официальным» названием.

Вглядимся внимательнее: эта «картинка», как и многие другие, не вполне соотносится с визуальными образами той самой выставки. В рукописи Мусоргского пьеса была озаглавлена по-другому, и само прочтение ее может быть совершенно иным. Попробуем реконструировать авторское звучание. Это можно сделать лишь зная взаимодействие двух планов традиционной культуры — молитвы и хасидского напева, несомненно хорошо известных композитору.

Полная программа: «Прагмема» в Михайловском. Весна 2014

О лекторе

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Галерея