«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

НАСЛЕДИЕ

«Наследие» — лекционный цикл для программы «Программы интеллектуального досуга»

Циклы лекций будут проходить по вечерам в уютных лекционных залах отеля Индиго на ул. Чайковского, 17.

Стоимость входного билета - 600 рублей.

Клуб идей и знаний Anima Libra в Hotel Indigo!

Лекторы - Инна Веселова, Юрий Березкин, Светлана Друговейко-Должанская

 

 

 

17 мая 2022, начало в 19:00

Старообрядческую культуру дважды «запечатывали» в российской истории. Заклеймённые как «еретики» в конце XVII века и запрещенные к публичным службам, они ушли во внутреннюю эмиграцию в «леса» и за границы империи. Старообрядцы скрывали свою веру и ее артефакты от государства и господствующей церкви. Сокровенная жизнь на протяжении веков хранила не только лояльность прежним ритуалам и ценностям, но и шедевры дониконовской иконописи, старые книги и эпические сюжеты духовных стихов, былин и исторических песен. Открытие культурного наследия дониконовской Руси случилось в конце XIX – начале ХХ века вместе со снятием печатей со старообрядческих молебен и храмов. Древнерусское искусство, сохраненное старообрядцами, стало достоянием общеевропейской культуры. Однако вскоре старообрядчество вместе со всеми религиозными конфессиями было загнано под спуд советской политики. К началу ХХI века о старообрядческой истории и фольклоре уже не вспоминают их прямые потомки. Но культурная память предков оказалась надежно «запечатлена» в неявных формах: семейных реликвиях, маршрутах паломничеств, взаимной социальной поддержке и сновидческих образах. Во многих практиках севернорусских деревень проступает порядок жизни ушедших от преследований, исповедовавших личный религиозный путь и рассчитывавших на свои силы староверов.

Подробнее…

24 мая 2022, начало в 19:00

В мире записаны миллионы мифов и сказок. В них рассказывается о появлении небесных светил и создании человека, о царевнах и людоедах, о приключениях волка и лисы, о Петре Первом и Чингисхане. Но есть ли за всеми историями что-то более важное – глубинная, скрытая информация? На протяжении двух веков исследователи высказывали разные мнения по этому поводу. Десяток выдвинутых гипотез сводятся к двум основным. Либо фольклор и мифология помогают реконструировать прошлое. Либо они отражают универсальные особенности человеческой психики. Третьего не дано. Оставим психологию психологам – их должны интересовать универсальные, повсеместно распространенные черты культуры. Историки же изучают то, что характерно для одних сообществ людей и не характерно для других. За последние полвека наши знания о прошлом человечества изменились и расширились кардинально. Это случилось благодаря невероятным открытиям археологов и генетиков. Как оказалось, обработка больших данных по мифологии и фольклору тоже способна внести вклад в реконструкцию прошлого. «Сказка – ложь», но изучение распространения по планете десятков тысяч сказок и мифов позволяет обнаружить те культурные общности и те связи между ними, которые возникали и распадались со времени выхода современного человека из Африки, т.е. за последние 50 тыс. лет. В лекции пойдет речь о главных открытиях в этой области. Это определение набора мифологических мотивов, возникших еще на африканской прародине (половина из них объясняет происхождение смерти); реконструкция важных подробностей заселения Нового Света (почему древнегреческая мифология содержит параллели с мифологиями индейцев Северной Америки, а у индейцев Южной Америки много общего с меланезийцами); определение роли Центральной Азии как источника для формирования фольклора Европы.

Подробнее…

31 мая 2022, начало в 19:00

Система письменных знаков выполняет в культуре как минимум две функции. Во-первых, с помощью символов письма передается звуковой облик слов языка и — шире — осуществляется перевод устной речи в письменную форму. Каждый из знаков несет в себе определенную информацию. Например, буква а передает звук /а/, а запятая сигнализирует о членении текст на значимые отрезки. С этой точки зрения графика – лишь внешняя оболочка, которую (по крайней мере на первый взгляд) легко поменять, что время от времени и происходит в истории культуры отдельных народов. Так, например, в 1920-е годы многие языки народов СССР, которые ранее использовали письменность на основе арабского алфавита, были латинизированы, а уже в середине 1930-х начался процесс перевода всех латинизированных алфавитов на кириллицу. Во-вторых, алфавит определяет общий стиль, своего рода графический дизайн текстов. Даже будучи не в состоянии прочесть тот или иной текст, мы можем определить, что он написан, например, иероглифами или арабской вязью, знаками еврейского письма или же индийского деванáгари. Знаки письменности в этом случае воспринимаются не как носители информации, а, по удачному выражению Ю. В. Кнорозова, — как средство передачи фасцинации. Термином фасцинация (от латинского fascinatio ‘околдовывание, зачаровывание’) называют такое воздействие сигнала, которое само по себе приковывает внимание и вызывает определенные ассоциации. Во время лекции мы поговорим об истории русского алфавита; о том, почему в Петровскую эпоху «не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды»; зачем в практику письма возвращаются ять, и десятеричное и другие ранее «репрессированные» буквы, которые казались Андрею Вознесенскому «двойниками расстрелянных в подвалах Лубянки»; об инкрустации латинских букв в кириллический текст; о новых буквах в современном русском письме.

Подробнее…

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Юрий Березкин — д.и.н., зав. отдела Америки Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, профессор ф-та антропологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге.

Светлана Друговейко-Должанская — преподаватель СПбГУ, научный сотрудник РГПУ им. А. И. Герцена, член Орфографической комиссии РАН, автор нескольких сотен лингвистических работ, в том числе учебника "Современное русской письмо: графика, орфография, пунктуация" (2019)