По Ф. Ницше история принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении. Тройственности отношений соответствует тройственность родов истории. Монументальной историей он называл комплекс сюжетов, воспевающих идеальные события прошлого, недостижимые идеалы, необходимые для побуждения слушателя к действию. Сама их идеальность, однако, практически закрывает от человека возможность прикоснуться к истории и сделать её частью своего личного прошлого. Антикварная история «принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, что он есть; этим благоговейным отношением он как бы погашает долг благодарности за самый факт своего существования. Заботливой рукой оберегая издавна существующее, он стремится сохранить в неприкосновенности условия, среди которых он развился, для тех, которые должны прийти после него, — и в этом выражается его служение жизни». Третий род истории — критический: «так как мы непременно должны быть продуктами прежних поколений, то мы являемся в то же время продуктами и их заблуждений, страстей и ошибок и даже преступлений». Жизненный мир обеспечивается непрерывностью опытного знания, транслируемого от поколения к поколению посредством комплекса повседневных дел и привычек. Отчуждение от коллективного опыта, происходившее на территории бывшей Российской империи после событий 1917 года, освободило место для «монументальной истории», т.е. идеологии, в ущерб антикварной истории «существа охраняющего и почитающего». Однако в недоступных для контроля местах — в детской комнате, на даче, на чердаке, в семейной переписке или в фотоальбоме — сохранились нити, связывающие ныне живущих с их предками, очевидцами событий «монументальной истории». И оказывается, что очевидцы запоминали что-то своё и давали происходящему тогда свою — не снабжённую идеологией — оценку. Цель курса - обращение к антикварной истории – истории-памяти. Путь, который мы избрали – изучение семейных реликвий.
Разработан при поддержке Фонда президентских грантов (фонд поддержки проектов в области образования) в рамках сетевых проектов «Межрегиональной школы наставников»
07 сентября 2020
30 сентября 2020
07 октября 2020
14 октября 2020
14 ноября 2020