«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Традиционный русский фольклор: как это работает

В лекциях  курса мы рассмотрим несколько темы, которые в настоящее время разрабатываются исследователями проекта «Прагмема» в настоящее время: "Мифологичные" (к.ф.н. И.С. Веселова и А. В. Степанов), "Сказки" (к.ф.н. Ю. Ю. Мариничева,  Н. А. Курзина), "Заговоры и обереги" (д.ф.н. С. Б. Адоньева, ассистент – А.В. Степанов), "Причитание и поминание" (д.ф.н. С. Б. Адоньева, К. А. Онипко), "Пение как практика: традиционный песенный фольклор" (А. С. Семенова,  д.ф.н. С. Б. Адоньева), "Материнство и не только: речевые жанры, обращенные к ребенку" (Л.Г. Голубева, С.О. Куприянова, к.ф.н. И. С. Веселова).

Мы будем рассказывать о фольклоре как об особой коммуникативной практике, а значит, поговорим о теории практик и о различиях языка и речи; как инструменте согласования жизненного мира и способе интеграции и передачи опыта, а значит, поговорим о феноменологическом подходе; о фольклорном произведении как высказывании, а значит, коснемся теории речевого акта (Остин, Сёрль) и концепции речевых жанров М. М. Бахтина. Мы постараемся показать на записанных нами в поле примерах, как фольклорные жанры встроены в повседневность и ритуал, как они связаны с социальным миром, ландшафтом и временем.

На семинарах мы обсуждаем принципы исслендовательской работы с фольклором - как он собирается, как проводятся интервью, какими методиками мы пользуемся. О том, как фольклор меняет нас, какие инсайты случаются, какие провалы. Мы просмотрим последовательность от фиксации в поле до публикации для широкой публики. Цель семинаров - ознакомить слушателей с методиками (собирания, описания), с принципами интерпретации, обсудить, какие заблуждения по поводу фольклора существуют, как и почему они встроены в общее знание. На семинарах  представлены базы данных - фото, аудио, видео, текстовые расшифровки, которые мы создали, и с которыми слушатели смогут поработать самостоятельно, показаны примеры поисковой работы в архивах.

Фрагменты лекций: