О проекте

 

В мире нет цвета, нет запаха, нет твердости и шершавости, нет вкуса и звука. Всего этого нет в мире, когда в нем нет меня и тебя и таких же, как мы: людей и зверей, в восприятии которых только и случается цвет, запах, твердость, шершавость и вкус. И благодаря подобным первичным знакам появляется мир. Цвет – волна, преобразованная сетчаткой глаза. Этот сигнал отправляется в мой мозг, который его читает, то есть присваивает ему значение. И я, предварительно обученный родителями или тем, с кем я начал свою речевую, а следовательно, и человеческую жизнь, понимаю этот знак как, например, красный.

Казалось бы, что-то мы можем воспринимать одномоментно, например картинку. Но это не так. Мы ощупываем взглядом предмет: это последовательная, шаг за шагом во времени происходящая пальпация, щупанье глазами. Возникающая развертка сворачивается в цельную конструкцию, уже пространственную, а не временную, в нашем сознании. Объем – вещь, казалось бы, пространственная, но в действительности он предстает перед нами только через серию растянутых во времени осязаний.

И в любом случае мы распознаем только то, что  о т л и ч а е м. А отличаем мы только то, что научились отличать. Мы отличаем посредством «третьих вещей», «органов претворения», как это определил Мамардашвили.

Возьмем, например, событие установления связи между тактильным ощущением – шершавость – и вещью – персик. Одним из атрибутов шершавости становится персик. Испытанные мной тактильные и визуальные ощущения интегрировались в моем сознании и образовали предмет. Впервые это случилось в диалоге, иначе откуда бы взяться слову персик. А после стало элементом классификационной схемы, внутренней схемы, обеспечивающей мое поведение. Первичным знакам, стягивающим опыт и схему и обнаруживающим точку нашей сборки,  посвящен этот сайт.

 

  Участники проекта

 

Светлана Борисовна Адоньева

Родилась в Ленинграде в 1963 году. В 1986 году окончила Ленинградский государственный университет. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию («Волшебная сказка в контексте традиционной культуры»), в 2004 г. -докторскую диссертацию («Прагматика фольклора»). С 1989 года преподает на кафедре истории русской литературы СПбГУ, руководит полевыми исследованиями на Русском Севере. Создатель одного из первых научно-информационных ресурсов (1998), посвященных российской традиционной культуре и современным символическим практикам: www.folk.ru. Автор многочисленных научных публикаций, в том числе книг «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2004), «Символический порядок» (2011). Филолог, фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2011 г. руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

 

Инна Сергеевна Веселова

Родилась в 1971 г. в Волгограде. В 1994 г. окончила филологический факультет СПбГУ, в 2000 г. в ИВГИ РГГУ защитила кандидатскую диссертацию («Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции»). Филолог, фольклорист,  антрополог, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Cотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Руководитель ряда научных проектов, поддержанных грантами российских и международных фондов. И.С. Веселова разработала ряд тематических электронных ресурсов, среди которых: «Русский фольклор в современных записях», «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век». Автор многочисленных научных публикаций, редактор и составитель нескольких коллективных монографий и сборников статей, в том числе «Современный городской фольклор» (2003), «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

 

Юлия Юрьевна Мариничева

Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году – магистерскую диссертацию по специальности «Мифология  и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. - кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. Участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

 

Андрей Викторович Степанов

Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

 

 

 

Лилия Федоровна Петрова (Матвиевская)

Родилась в Ленинграде в 1988 г. В 2012 году окончила филологический факультет СПбГУ. Филолог, антрополог, дизайнер-иллюстратор. Куратор тематического Интернет-ресурса www.pragmema.ru, соавтор и дизайнер серии продукции «Русская глиняная игрушка», сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2013 г. сотрудничает с исследовательским проектом «Первичные знаки, или Прагмемы», постоянный участник проекта с 2015 года.

 

 

 

 

Любовь Викторовна Голубева

Фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В  2017 году  защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года  — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

 

 

 

 

О Пропповском центре

АНО "Пропповский центр": Гуманитарные исследования в области традиционной культуры

Основные направления деятельности Пропповского Центра: гуманитарные исследования традиционной культуры, сохранение и изучение культурного и социального наследия России, в первую очередь - в их отношении к современной ситуации (политической, культурной, социальной), образовательная и просветительская деятельность в этих областях.

Пропповский Центр – открытая организация: осуществлять проекты при ее поддержке может любой человек, разделяющий наши профессиональные, этические и социальные установки. Тема, укладывающаяся в проблематику Центра, представляется в виде проекта и выносится на рассмотрение Правления. В случае утверждения проекта, Пропповский Центр вместе с инициатором ищет возможности его финансирования, и далее осуществляет организационную и научную поддержку.

Пропповский Центр как некоммерческая организация был юридически зарегистрирован лишь в 2000 г., но фактически его деятельность началась раньше. В 1995 году мы проводили юбилейную международную конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения В. Я. Проппа. В ходе обсуждения ее научных результатов стало понятно, что существует значительный ряд тем, напрямую не укладывающихся в нашу основную работу – преподавание фольклора на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета – но для нас интересных, важных и предполагающих контакт с гуманитариями иных специальностей. О содержании этих тем можно составить представление, познакомившись с реализованными Центром проектами:

Интернет-проект «Русский фольклор в сети», создание сайта http://www.folk.ru (руководитель проекта С. Б. Адоньева, 1998) предполагал сотрудничество фольклористов и специалистов в области информационных систем.

В международных конференциях «Язык – гендер – традиция» (2002), «Языки страха: женские и мужские стратегии поведения» (2003) (руководитель проектов Н.М.Герасимова) принимали участие ученые и практики, интересующиеся гендерными аспектами современного культурного и социального процессов.

Проект «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век» (руководитель проекта И. С. Веселова, 2002) предполагал аккумуляцию опыта поколений, отраженного в личных документах – биографиях, автобиографиях, воспоминаниях, дневниках, очерках людей, живших и живущих в русской провинции (Белозерском и Вашкинском районах Вологодской области) в ХХ веке.

Проект 2005 года – конференция «Морфология праздника», посвященная 110-летию со дня рождения В. Я. Проппа.

«Пропповский Центр» объединяет ученых, преподавателей и популяризаторов русской традиционной культуры для общей проектной работы: исследовательской, образовательной, просветительской, культурной и социальной.

Центр осуществляет свою деятельность на средства грантов, выделяемых государственными и негосударственными фондами. Так, например, проект «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век», включавший конкурс биографий и выставки в Петербурге и в провинциальных городах Вологодской области, проводился на средства Института «Открытое общество» (2002), международные конференции и выставки «Языки страха: мужские и женские стратегии поведения», «Язык - гендер - традиция» - на средства Международного благотворительного фонда Генриха Бёлля. Нашу деятельность поддерживали грантами Российский гуманитарный научный Фонд, INTAS, американская программа обмена учеными Фулбрайт и другие благотворительные фонды.

Мы ежегодно проводим гуманитарные полевые исследования на территории российского Северо-Запада (Вологодская, Архангельская, Ленинградская, Псковская области); сотрудничаем с администрациями районов, местной прессой, телевидением и радио, представляем результаты нашей работы посредством местных и петербургских СМИ, осуществляем совместные проекты с администрациями районов Вологодской области, направленные на сохранение и популяризацию русской традиционной культуры, сотрудничаем с ведущими издательствами Петербурга («Азбука», «Амфора», Издательство Санкт-Петербургского университета, «Петербургское востоковедение»).