25 января 2022
Категория «эпического» очень хорошо знакома современному человеку. В основном она возникает в разговорах о кино, а «Звездные войны» - канонический эпос на все времена. Считается, что он создан по модели, описанной Дж. Кэмпбеллом в must-read книге всех сценаристов – «Тысячеликом герое». В свою очередь схема Кэмпбелла имеет много параллелей с «Морфологией сказки» Владимира Проппа.
Мы говорим о том, как схемы и поэтика классического эпоса воссоздаются в кинематографе, о бродячих сюжетах и типических героях. Но важнее то, что каждый сказитель устного эпоса, как и современный режиссер, создавал для своих слушателей уникальный перформанс – по мотивам известных сюжетных схем в приложении к знакомому миру повседневности. Так Добрыня, оказываясь в облике странника на свадьбе собственной жены, лихо заходит на чужой пир. Он стоит «одной ногой на пороге, другой – у печи», одним шагом пересекая все мыслимые границы этикета. Ни званый гость, ни тем более странник не может войти к столам без троекратного приглашения. Переодевшийся в странника герой выдает себя привычной поступью. Для богатыря и слушателя эпоса действуют общие правила этикета, нормы справедливости и чести.
02:30 – Эпическое (и мифическое) в современном кино.
07:00 – Устный эпос – это не только набор мотивов и сюжетов, это связь с локальной историей и жизненным опытом сказителя и слушателей.
10:30 – Одиссей, Добрыня и Люк Скайвокер: путь героя. Хронотопы пира и бара как начало пути.
15:00 – О неудалом добром молодце и о его женщинах. Путь героя часто предопределен «эпическим» провалом.
17:10 – Киевские и новгородские циклы русских былин. Два разных полиса: Киев как княжеская столица и коллективная личность Новгорода.
19:50 – Детали жизненного мира в эпическом
21:50 – Пиры как место жизненных поворотов эпических героев.
30:30 – Правила и предписания: из жизненного в эпическое. Что выдает в Добрыне, который неузнанным приходит на свадьбу своей жены с Алешей Поповичем, хозяина дома.
40:35 – Былина как авторское высказывание. Настройка на слушателя.
45:00 - Сказительские приемы: эпические формулы и метафоры: «На ей штобы была рубашка тонка белая, / Кабы сквозь ее рубашку тело видети, / Ищэ сквозь бы ле тело кости видети, / И как всякия суставы чоловечески, / Уж из кости ле бы в кос мозг переливаитьсе, / Как скаченой ле жемчуг перекатаитсе» (Ончуков 1904, № 27, Усть-Цильма).
59:00 – Культурный поворот: от типического к индивидуальному.
.
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Эпос
Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Любовь Голубева — фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В 2017 году защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».