«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Светлана Адоньева. Протоплазма искусства: ар-брют

В ста двадцати километрах от Выборга располагается  сад скульптур, созданный Вейо Рёнкконёном. Он создавал свой сад почти полвека. Сходный объект, «Идеальный дворец», был создан почтальоном Фердинаном Шевалем во второй половине XIX века. Во Франции такое искусство называют ар-брют, в России – искусство примитива. Его создатели не искушены художественным образованием. Они не предполагают продавать свои творения, они делают свою «красоту» для себя; ар-брют не рассчитан на спрос. Бетонные скульптуры Рёнкконена поднимаются из земли так, как растения или морские ракушки. Так же, в органической пластике, выполнен из песка и камней Дворец Шеваля. Третий объект в этом ряду – домик кузнеца Кириллова в селе Кунара под Екатеринбургом, четвертый -  дом, разрисованный его хозяйкой Полиной  Райко. В природе художественных объектов, выполненных вне плана, по зову и влечению, открывается органика связи материального и ментального. Протоплазма - основное вещество всякой животной и растительной клетки; она представляет собой подвижную и очень чувствительную массу, способную откликаться стремительным формообразованием на импульс. Расположенные в швах между культурным производством и медленным временем повседневности художественные объекты гениев ар-брюта потрясают мощью отклика на импульс, источник которого расположен за границами доступного нашему восприятию фона.

Лекции проходят в лектории Клуба идей и знаний Anima Libera (Hotel Indigo Санкт-Петербург-Чайковского) по адресу: Санкт-Петербург, Чайковского ул., 17.

Билеты на bigbilet.ru и на ресепшн отеля.

29 мая 2020, начало в 19:00

В ста двадцати километрах от Выборга располагается сад скульптур, созданный Вейо Рёнкконёном. Он создавал свой сад почти полвека. Сходный объект, «Идеальный дворец», был создан почтальоном Фердинаном Шевалем во второй половине XIX века. Во Франции такое искусство называют ар-брют, в России – искусство примитива. Его создатели не искушены художественным образованием. Они не предполагают продавать свои творения, они делают свою «красоту» для себя; ар-брют не рассчитан на спрос. Бетонные скульптуры Рёнкконена поднимаются из земли так, как растения или морские ракушки. Так же, в органической пластике, выполнен из песка и камней Дворец Шеваля. Третий объект в этом ряду – домик кузнеца Кириллова в селе Кунара под Екатеринбургом, четвертый - дом, разрисованный его хозяйкой Полиной Райко. В природе художественных объектов, выполненных вне плана, по зову и влечению, открывается органика связи материального и ментального. Протоплазма - основное вещество всякой животной и растительной клетки; она представляет собой подвижную и очень чувствительную массу, способную откликаться стремительным формообразованием на импульс. Расположенные в швах между культурным производством и медленным временем повседневности художественные объекты гениев ар-брюта потрясают мощью отклика на импульс, источник которого расположен за границами доступного нашему восприятию фона.

Подробнее…

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.