«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Комплекс чебурашки. Почему тотальный контроль разрушает общество?

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 08/06/2016

Нас с детства учат быть послушными, прилежно учиться и соблюдать правила. Но идеальное общество так и не создано ни в одной стране.

Почему так происходит, рассуждает Инна Веселова, антрополог, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ.

 

— Россия — страна особая. Наши соотечественники так привыкли к социальным экспериментам, что всегда готовы приспосабливаться к смене идеологических направлений. В общественном мнении чёрное легко превращается в белое, а белое в чёрное. У нас нет якоря, людей бросает из стороны в сторону. У большинства отсутствует встроенный критический фильтр, который позволяет анализировать происходящее вокруг. Например, девиз одного из университетов Ирландии - «Традиция независимого мышления». А в нашем обществе она так и не сформировалась.

Культ послушания

— Вы утверждаете, что россиянам присущ «комплекс Чебурашки». Что это вообще такое?

— Чебурашка — инфантильный и очень удобный персонаж. Его отношения с крокодилом Геной и Шапокляк строятся по схеме ребёнок-взрослый. Он нуждается в старшем друге, опекуне, который объяснит ему социальные правила, поможет, решит за него, что ему и как делать. Он - идеальный ребёнок, неумелый, но покладистый и воспитуемый. Это символический образ взаимоотношений ученика и школы, общества и государства. Каждый конкретный человек избегает личной ответственности, считая, что власть или кто-то другой «взрослый» решит проблему.

Государство же в этой модели считает, что народ надо постоянно контролировать, так как сам он не знает, не умеет, не может… У нас с пелёнок идёт насаждение культа послушания. Детей учат быть тихими, покладистыми. Не бегать, не кричать, вести себя смирно. В результате они теряют любопытство, интерес к тому, как устроен мир вокруг, растут без умения задавать вопросы. Учатся ради хорошей оценки, похвалы родителей, а не поиска ответа на вопросы.

— Если у нас культ послушания, почему люди постоянно нарушают правила?

— Закон, принятый как осознанная необходимость, и послушание как лицемерие, — разные вещи. Мы отлично умеем социально лицемерить. Этому учат с детства.

«Я послушаюсь и сделаю то, что мне не нравится. Например, съем морковную запеканку. Или спрячу её в карман, а за это мне дадут смотреть мультики».

Так и в жизни. На дорогах люди соблюдают правила, опасаясь наказания, а не из соображений безопасности. Человек «слушается» из опасений быть наказанным или для того, чтобы «взрослый» выдал награду. Общество в основном живёт в ожидании помощи от государства, а то, в свою очередь, считает нас несмышлёными чебурашками, которых надо контролировать, проверять на каждом шагу и ставить в угол.

И здесь возникает ещё одна проблема - с одной стороны, людей призывают быть послушными, а с другой — обвиняют в вялости и безынициативности. Эта ситуация противоречащих друг другу указаний в психиатрии называется double bind или двойное послание. Она приводит к сбою системы. Человек не понимает — кто он, и что же надо делать?

Общество раскола

— Как преодолеть эти проблемы?

— Родителям — давать ребёнку образование, альтернативное стандартному. Быть внимательными к детям и вдохновлять удовольствием собственного труда. Находить время, чтобы обнаружить их таланты, и не жалеть тратить усилия не только на одарённых детей. Да, не каждый станет великим музыкантом, но многие научатся понимать и ценить музыку. Не все станут великими режиссёрами, но будут отличать хорошее кино от плохого.

Учителя должны любить то, чем пытаются заинтересовать детей. Важно учить школьников слушать друг друга и стараться понять. Высказывать своё мнение, но принимать другую точку зрения, а не просто стремиться выиграть спор. Взаимопонимание, диалог - это очень большой труд, на который не все взрослые способны.

В 30-е гг. прошлого века антропологи изучали состояние общества, которое они назвали схизмогенез (от греческого схизма — «раскол»). Нарастание раскола происходит за счёт соревновательности. Исследователи отмечали, что существуют общества, где идеи конкуренции в поведении отсутствуют. Так, например, на Бали главная разделяемая ценность — это равновесие и устойчивость в отношениях, как между отдельными людьми, так и между группами. Хорошо бы понизить градус соревновательности, ведь не только успех стимулирует выработку адреналина. Удовлетворение от того, что ты кому-то помог, — тоже очень глубокое и сильное.

— Значит ли всё вышесказанное, что пора коренным образом менять систему образования?

— Система образования оптимизирована государством под свои нужды. Ему удобны люди, которые будут стабильно работать и платить налоги, т. е. поддерживать власть. Когда власть думает о собственном удобстве, неизбежно формируются неподконтрольные обществу системы правления. Когда чиновники думают о своих гражданах, получается социализм с человеческим лицом. Если система образования существует ради оптимизации самой системы, утрачивая свою изначальную цель, то из школ выходят чебурашки, утратившие детскую непосредственность и любознательность, но не ставшие ответственными взрослыми.

Вырасти из комплекса

— Как же вырасти из чебурашки?

— На самом деле, я — антрополог. И герой сказки Успенского — лишь метафора, образ, который удобен для объяснений того, что происходит.

Радует, что в нашем обществе всё равно ценится инициатива, талант, открытость. Одарённые люди выживали и творили даже в тоталитарных и закрытых политических системах.

Это заметно и на примере деятельности благотворительных организаций, участники которых часто работают безвозмездно, как волонтёры. Там, где государство как большая и неповоротливая система не может помочь попавшим в беду, мы объединяемся энергией заботы. Тогда возникают прекрасные проекты поддержки. Заметьте: заботятся и помогают другим не бессмысленные чебурашки, а ответственные взрослые. Так общество и избавляется от ненужного комплекса.