«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Анастасия Каретникова. Сослагательное наклонение в истории

В очередном выпуске Санкт-Петербургского музыкального вестника вышли статьи о лекциях программы «Эпоха просвещения».

Количество страниц: 1
Тип файла: PDF
Размер файла: 1 МБ

Скачать файл:

Анастасия Каретникова. Сослагательное наклонение в истории (PDF; 1,0 МБ)

 

Сослагательное наклонение в истории

17 апреля в БДТ прошла лекция Александра Боброва, филолога-медиевиста, занимающегося историей литературы Новгородской республики XV века. Время господина Великого Новгорода закончилось 15 января 1478 года, когда он был захвачен и разгромлен войском Ивана III, боярские и купеческие семьи разорены и казнены, а население спасалось бегством в отдаленные северные земля, унося с собой осколки богатейшей культуры и опыт жизни в республики.

Драма XV века становится удивительно современной, когда вскрываются детали. Исследователь превращается в следователя, который разбирает не имеющее срока давности преступление. Сфальсифицированная запись 1340 года в новгородской летописи, сделанная «рукой Москвы», Стефаном Бородатым, в XV веке, отравление Дмитрия Шемяки, обвинение новгородцев в том, что они ведут изменнические сношения с Литвой (якобы были найдены литовские грамоты на поле Шемякинской битвы 1471 года), подкуп новгородских послов в 1477 году, — всё это признаки изощренной информационной войны. Сопоставительный анализ летописных источников показал, что появление грамот — литературный мотив, взятый из текста летописи 1216 года о битве на Липице. Что фраза об Иване Калите, который, растратив в Орде на княжеский ярлык более ожидаемого, «пришел из Орды и возверже гнев на Новгород, прося у них серебра закамского за новгородскую измену», на самом деле заканчивалась словами «через крестное целование», то есть в нарушение договора, но если Москве необходим прецедент измены, она создаст его сама.

Полтора столетия росла вражда между бывшими союзниками, прорвавшаяся кровавой расправой. Исход ее известен. Однако Москва и Новгород вступили в духовное противостояние. Борьба двух древнерусских государств была отражением противоборства двух тенденций в рамках древнерусской культуры: единства, консолидации, единомыслия, унификации — с одной стороны, и разнообразия, разномыслия, свободы мнений и взглядов — с другой. Новгородская республика с ее огромной территорией, сырьевыми богатствами, развитой торговлей, традициями самоуправления могла бы осуществить альтернативный путь развития, отличный от создания централизованного Московского государства.

История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, но это относится к истории материальной. Кроме нее есть история духовная, и она имеет другие законы существования и изучения. Есть события, к которым человек, будь он летописец, сказитель или исследователь, относится небеспристрастно. И вот именно после падения Новгорода стали множиться легенды, жития новгородских святых, повести об основании новгородских монастырей. Авторы предлагали смотреть на мир духовными очами и видеть духовную победу Новгорода в его противостоянии Москве.

Да, новгородский путь развития России не осуществился. Несмотря на это, исторический опыт существования древнерусского государства, основанного на принципах выборности, сменяемости и подотчетности властей, не пропал бесследно. Ростки новгородской вольности пробивались сквозь пресс авторитаризма и в городских восстаниях XVII века, и в последующие эпохи.

Анастасия КАРЕТНИКОВА