СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА АВАНГАРДА

Прагмема в Hotel Indigo. Цикл "Стремительность искусства авангарда"

Клуб идей и знаний Anima Libra в Hotel Indigo!

Лектор - Мария Вольфсон

В начале ХХ века, с увеличением технических скоростей, небывалое ускорение набирает и искусство. Стало привычным воспринимать этот период как эпатажный, “бросающий с парохода современности” все предыдущие представления о нормах. В четырех лекциях об авангарде мы поговорим об основных привычных нам элементах живописи и архитектуры: народном искусстве, цвете, плоскости, объеме, но в ракурсе стремительного искусства.

Лекции проходят  каждую пятницу в 19 часов 00 минут по адресу Чайковского, дом 17.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1.

Пятница, 1 декабря 2017 года, 19-00 ч.

Примитив как основа авангарда

Художник, желающий отказаться от принципов старого искусства, нуждается в новом источнике вдохновения. ХХ век постепенно начинает замечать тех, кто прежде практически не влиял на художественную жизнь в мастерских и салонах: детей и народных мастеров. Теперь художник обращается к детским рисункам, к уличным вывескам, кладбищенским памятникам, расписным прялкам и средневековым иконам, восторгается ими и цитирует в своих работах. К новым творческим ресурсам обращались Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Марк Шагал.

 
 

ЛЕКЦИЯ 2

“Обретение глаз” для абстрактной живописи. Художник как учёный.

Пятница, 15 декабря 2017 года, 19-00 ч. 

 

Всегда были художники, которые интересовались современной наукой: психологией, космосом, разрабатывали теории цвета, видения, звуков. Научные теории начала ХХ века отразились и в абстрактных полотнах, и в иллюстрациях детских книг. Когда в техническом прогрессе и мировых катастрофах утрачиваются необходимость и возможность изображать окружающее “похоже”, с помощью кисточки и карандаша мы “обретаем глаза” для абстрактной живописи. Но так ли она абстрактна? Ведь что может быть реалистичнее увеличенного изображения клетки крови в микроскопе или фрагмента неба во весь холст. Как смотрели на мир и что видели Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Михаил Матюшин и  художники русского происхождения Парижской школы  - Леон Закс, Серж Поляков, Сергей Шаршун, Соня и Роберт Делоне, Захар Рыбак?

 

ЛЕКЦИЯ 3

От плоскости к объему

Пятница, 29 декабря 2017 года, 19-00 ч. 

Желание выйти “за рамки” в авангардном искусстве приобретает буквальное воплощение. Плоскость картины становится тесной и скучной, постепенно к картине добавляется объём и она выползает не только за пределы рамы на стену, но и за пределы стены, становясь практически скульптурой и пробуя новые необычные формы объемности. Что такое контррельефы Владимира Татлина? Проследим, как от  кубизма к супрематизму и ПРОУНу (Казимир Малевич, Эль Лисицкий) «воплощалась» живопись

 

ЛЕКЦИЯ 4

“Конструкторы”,  конструктивизм и “бумажная архитектура”

Пятница, 12 января 2018 года, 19-00 ч. 

В этой лекции мы окончательно покинем плоскость картины и рамки контррельефов. На примере творчества Эля Лисицкого, Александра Родченко, Константина Мельникова, Ивана Леонидова, Владимира и  Георгия Стенбергов посмотрим, кому из архитекторов удалось выйти на улицы новой страны, а кто оставил свои строения только на бумаге. Какими конструкциями предполагалось заполнить пространства этих домов и как с помощью дизайна стула задумывали воспитать новых граждан страны Советов.

 

О ЛЕКТОРЕ

 

Мария Геннадьевна Вольфсон - искусствовед, филолог, преподаватель Петербургского Института Иудаики, сотрудник центра "Петербургская иудаика" Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор научных публикаций по истории художественной критики еврейскому искусству авангарда, истории иллюстрированной детской книги в СССР, московскому концептуализму. Переводчик.