«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Предыдущий раздел

БЫТЬ ВМЕСТЕ пластика общих чувств

Следующий раздел

В любительских фотографиях Юрия Алекcеевича Галева (1929 — 2006), учителя из села Вожгора Архангельской области, чей архив составил основу выставки, явлена повседневность, которая отчасти уже стала историей, но взгляд в прошлое находит в нем узнаваемые черты сегодняшнего дня. В выборе фотографий для выставки — особая цель: посредством изображения представить пластику тех человеческих отношений, наследниками которых мы — жители современной России — являемся. Внимание к человеческим отношениям, запечатленным в фотографии, — один из способов увидеть и понять самих себя. А доступ к собственной культурной памяти — одно из наиболее важных условий адекватного понимания настоящего и создания будущего, как личного, так и общего.

Автономная некоммерческая организция «Пропповский центр» занимается изучением культурного и социального наследия России, в первую очередь — в его отношении к современной ситуации (художественной, культурной, социальной и политической). Одно из направлений деятельности Центра — полевые исследования. В 2012 году, во время работы в с. Вожгора Лешуконского района Архангельской области, мы обратили внимание на фотографии, которые лежали вместе с вырезками из газет и журналов за печью в нашем доме. Мы заинтересовались личностью фотографа, и тогда родственники Ю.А. Галева отдали нам старые пленки, которые сохранились на чердаке его дома. Их оказалось более пятисот и многие в хорошем состоянии. Теперь их электронные копии составляют отдельную тематическую коллекцию электронного архива «Российская повседневность», созданием которого Пропповский Центр занимается более 15 лет.

Выставка призвана показать одно из очень важных качеств российской повседневности — способность людей создавать, поддерживать и демонстрировать приватные, не санкционированные «сверху», родственные и дружеские связи. Как отмечал социолог Пьер Бурдье, большинство бытовых фотографий выражают, независимо от внутренних установок фотографа, схемы восприятия, мышления и ценностей, общие для всей группы. Мы хотим показать фотографии, в которых явлено единство ценностей сообщества и ценностей фотографа: Ю.А. Галев был членом тех групп, которые запечатлены на его фотографиях. В их жестах, позах и взглядах мы узнаем ценности, схемы восприятия и установки, которые нам близки, нам знакома отраженная в этих фотографиях пластика общих чувств.

Коробки с пленками были помечены Ю.А Галевым комментарием или кратким указанием на место или обстоятельства съемки. Эта информация использована в подписях к фотографиям, представленным на выставке. Сокращения и орфография сохранены.

Инна Веселова, Светлана Адоньева