РОССИЙСКАЯ СВАДЬБА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ

Прагмема в Hotel Indigo. Цикл "Российская свадьба  в прошлом и настоящем: общие ценности"

Клуб идей и знаний Anima Libra в Hotel Indigo!

Лектор - Светлана Адоньева

Обычаи и обряды — основной способ подтверждения тех ценностей и норм, которым следует общество, эти обычаи и обряды практикующее. Свадебный обряд в России за 100 лет менялся кардинально. Мы будем говорить о том, какие ценности  обнаруживает современная свадьба и как она связана со свадьбой традиционной.

Лекции проходят  каждую пятницу в 19 часов 00 минут по адресу Чайковского, дом 17.

 

ЛЕКЦИЯ 1.

Пятница, 16 февраля, 19-00 ч.

Свадебные ритуалы и семейные ценности

В ритуале свадьбы предъявляется и согласовывается тот проект  семьи, который  находится на повестке дня всего общества и тех семей, которые вовлечены в его исполнение. В согласовании проекта участвуют сами новобрачные: обсуждая сценарий свадьбы, жених и невеста иногда впервые узнают о семейных сценариях друг друга. Согласованием занимаются  семьи жениха и невесты – отцы и матери, их братья и сестры (тети и дяди новобрачных), а также дедушки и бабушки - внося свою лепту деньгами, речами, эстетическими решениями собственных нарядов и высказываемой оценкой торжества. В согласовании актуального проекта супружества участвует  государство: отделы ЗАГС не только юридически фиксируют событие брака, но и вносят свой вклад  в его символическую трактовку.  В отличие от юридических документов, которые определены законодательством, регулирующим брачные нормы, свадебная церемония посредством множества символических действий предъявляет чаяния и идеалы.

Видео-отрывок лекции 

 
 

 

ЛЕКЦИЯ 2

Брак и свадьбы в дореволюционной России

Пятница, 2 марта, 19-00 ч. 

Купеческая и дворянская свадьбы отличалась от свадьбы крестьянской настолько, насколько жизненный мир крестьянского сообщества отличались от мира дворянства и купечества.  Общими чертами этих миров были те, что определялись государственным законом и религиозным порядком конфессии, к которой относились подданные. Общим правилом во всех сословиях был родительский выбор: он основывался на возможности посредством принятия в свой род женщины из другого рода или передачи в другой род дочери расширить и укрепить социальное положение семей.  Перед лицом Бога в акте венчания и перед лицом «мира» в актах свадебных церемоний  семьи создавали новые союзы. Браки  обеспечивали воспроизводство социальной ткани  общества.

 

 Видео-отрывок лекции 

Читать расшифровку лекции 

 

ЛЕКЦИЯ 3

Мистерия крестьянской свадьбы

Пятница,  16 марта, 19-00 ч. 

Крестьянская свадьба - сложное ритуально-театральное действо, в которое вовлекалось все крестьянское общество. Оно предполагало публичность и таинство, посвящаемых (мистов) и посвящающих (мистагогов), публику и хор, музыку и пляску. Свадебный ритуал исполнялся особыми ритуальными ролями, которые именовались «чинами». Свадьба предполагала  зрителей — не званых, но непременно приходящих посмотреть.   Ее можно было смотреть на деревенской улице,  но можно было наблюдать и то, что происходило в домах: двери на время деревенской свадьбы  держали  открытыми.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

Советская свадьба: проект, миф и современный извод

Пятница, 30 марта, 19-00 ч. 

Советская власть пришла с новым проектом семьи и собственности. Она отменяла патриархальность, а следовательно, и тот порядок свадебного ритуала, который был на патриархальности основан. На примере советских и постсоветских свадеб мы рассмотрим динамику семейных ценностей и социальных порядков, которые стояли на повестке дня советского общества, а также и те, которые служат каркасом для современного института брака

 

О ЛЕКТОРЕ

СВЕТЛАНА БОРИСОВНА АДОНЬЕВА (р. 1963) — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.