Новое знание – из первых рук. Прагмема в БДТ: Эпоха просвещения (Осень 2017)

НОВОЕ ЗНАНИЕ – ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Лекционный проект «БДТ: эпоха просвещения» — зона контакта ученых, практиков искусства и петербургской публики. Искусство - живая, активно развивающаяся область знания, достижения и открытия которой составляют общую ценность. Рассказам об искусстве посвящена программа, лекторами которой являются люди, своей исследовательской деятельностью и художественной практикой создающие новое знание о культуре и искусстве.

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч, посвященных народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к. ф. н. Инна Веселова.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

При поддержке фонда ALMA MATER

 

Начало лекций в 15:00.

Адрес: СПб, Наб. р. Фонтанки, 65, фойе театра.

Билеты в кассе театра. Заказ билетов: www.bdt.spb.ru.

Видеозаписи лекций прошедших сезонов можно смотреть здесь: Воскресная программа интеллектуального досуга

24 сентября 2017
Светлана Адоньева. Горе, Горький и женская речь: русские вопленицы
Когда жанр русских причитаний впервые стал достоянием публики, в нем видели лишь поэзию. Горький, впервые услышав Ирину Федосову на Нижегородской ярмарке, писал: «Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях».  Лишь несколько европейских культур сохранили обычай причитаний до наших дней: обычай говорить с мертвыми о своем горе.

Фотографии с лекции 

8 октября 2017
Петр Бухаркин. Немецкие академики и гармония поэтического языка: М. В. Ломоносов в споре с «норманнской» теорией
Норманская теория, родившаяся как претендующее на научность построение в стенах Санкт-Петербургской Императорской Академии наук в первой половине 18 века под пером Г.З.Байера и чуть позднее поддержанная такими авторитетами как Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлецер, рассматривалась преимущественно в научных или политических ракурсах. Однако она породила и чисто художественную реакцию, причем, весьма неожиданную, послужив одним из главных импульсов теории поэтического языка, предложенной М.В.Ломоносовым. Поддержанная его стихотворной практикой, она определила, едва ли не в самом  главном, пути русской литературы и литературной теории вплоть до конца 20 столетия. 

22 октября 2017
Ануш Варданян. Границы допустимого: проверка сериалом
Телесериал как вид аудиовизуальной деятельности уверенно пересек границу некогда отведенного ему "парка развлечений" и превратился в самостоятельный вид искусства. Как это произошло? Эксперименты с изображением, жанром, стилистикой, форматом привели к тому, что в западном мире сериал стал лабораторией тестирования жизнеспособности общих ценностей: от политики до религии, от экономического устройства до семейных устоев, от армии до правоохранительной системы - все подвергается бомбардировке неудобными героями и чрезвычайными, хоть и вымышленными, обстоятельствами. В придуманных сценаристами сюжетах подвергаются сомнению общепринятые границы повседневности и привычные образцы поведения. В сериалах моделируется новая жизнь общества. На примере лучших образцов сериального искусства мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы и проследить обозначенную тенденцию в отечественной телепродукции.

5 ноября 2017
Анна Некрылова. От народных праздников к праздникам для народа
Тенденция создавать праздники для подданных появилась еще во времена Петра  I.  Но у подданных Империи были и собственные праздники, они составляли крестьянский календарный цикл.  В XIX веке «народом» именовали крестьянство. Крестьянскими праздниками интересовались в первую очередь – этнографы. После революции народом стали все. Для советского народа Рабочее-крестьянская Власть создавала праздники сама.

19 ноября 2017
Михаил Отрадин. Алексей Апухтин: от романса к роману
"Что мне до русского Парнаса?
Я - неизвестный дилетант! ",  -
 в этих строках Апухтина, написанных с оглядкой  на "Мою родословную" Пушкина,  скрыты две неточности. Русскому читателю поэт Апухтин был уже известен. И известен как очень умелый и даже искушенный стихотворец. А что касается прозы, к которой он обратился в конце 1880-х годов, то прислушаемся к мнению Михаила Булгакова : "Апухтин - тонкий, мягкий, ироничный прозаик... Какой культурный писатель!".

3 декабря 2017
Иосиф Райскин. От "Перезвонов" к "Русским сезонам". Валерий Гаврилин, Леонид Десятников и русский фольклор
Современные композиторы – каждый на свой лад – стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Родниковый мелодический дар Валерия Гаврилина настолько укоренен в земле Вологодчины, что кажется соприродным ей. Это и позволило ему в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» стереть границу между фольклором и профессиональной композицией. Леонид Десятников – горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов»  для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.

17 декабря 2017
Марина Разбежкина. На пути от «Яра» Сергея Есенина к фильму «Яр» Марины Разбежкиной
Еще в университете я поняла, что никакой Есенин не певец березок. Что, рассказав историю Карева, альтер-эго самого поэта,  он прошел  как нож по корневым вопросам русского сознания. «Яр» - повесть, которая легла в основу нашего фильма, была написана в 1915 году еще совсем юным, двадцатилетним Сергеем Есениным. Поэтому особенно поражает, как точно и жестко этот юноша написал портрет своей эпохи и своего героя, пытающегося разорвать все природные  связи. Мне хотелось снять   реальную историю с  иррациональным, метафизическим содержанием. Сегодня интересно проанализировать не только есенинский «Яр», но и то, как возникли в фильме фольклорные сюжеты, которых нет в повести: обряд опахивания, очищение молоком, песня про недоросточка. В фильме «Яр» мифологическое стало подлинным, а реальное – мифом.  И об этом мы тоже поговорим.

 

Лекторы

  Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных фольклору и современной массовой культуре. Среди них: Категория ненастоящего времени (2001); Дух народа и другие духи (2009, 2016), Символический порядок (2011). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Светлана Адоньева, Лора Олсон. Миры русской крестьянки: традиция, трансгрессия, компромисс. Висконсин Пресс. 2013). Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
     
  Петр Бухаркин — филолог, литературовед и историк культуры, доктор филологических наук, профессор, автор книг и статей по истории русской литературы XVII—XX веков, рассматриваемой в языковом, культурном, историческом и церковном контекстах. Среди них: «Православная Церковь и русская литература в XVIII—XIX веках. Проблемы культурного диалога» (СПб., 1996), «Риторика и смысл» (СПб., 2001), «М. В. Ломоносов в истории русского слова» (СПб., 2011), «История русской литературы XVIII века (1700—1750-е годы)» (СПб., 2013). Руководитель и соруководитель ряда исследовательских и издательских проектов, в том числе энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие» (кн.1—2. СПб., 2001), организатор и один из главных редакторов периодического сборника «Литературная культура России XVIII века».
     
  Ануш Варданян  – российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам  «Обратное движение»  (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013),  «72 часа» (2015). Из литературных  книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".
     
  Иосиф Райскин − музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах , аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам . Автор-составитель сборников «Гаврилинские чтения» (СПб., 2011; Вологда, 2015). Автор и редактор сборников «Жизнь религии в музыке», вып. 1 – 5 (СПб., 2004 – 2012). Автор и соредактор сборника статей и интервью «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга» (Часть 1. СПб., 2012; Часть 2, СПб., 2015). Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, М-СПб., 2002. Автор большого числа статей в Encyclopaedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of  Music and Musicians.
     
  Анна Некрылова − фольклорист, театровед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Член жюри первых фестивалей национальной театральной премии «Золотая маска», постоянный член жюри театральной премии Петербурга «Золотой софит»; эксперт, председатель и член жюри различных всероссийских театральных фестивалей, в том числе фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века. Л., 1984; Круглый год. Русский земледельческий календарь, Л.: 1989.
     
  Михаил Отрадин − профессор, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных русской литературе XIX века,  Среди них: «Проза И.А.Гончарова в литературном контексте» (СПб., 1994), "На пороге как бы двойного бытия..." (СПб., 2012), читает  курсы «История русской литературы второй половины 19 века»,  «"Литературное путешествие" в русской литературе 19 века», «Люди 1840-х годов в жизни в литературе». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.
     
  Марина Разбежкина –  российский сценарист, кинорежиссер, продюсер, основатель и преподаватель Школы неигрового кино и театра. Член Киносоюза, Гильдии Неигрового Кино и Телевидения.  Европейской Академии киноискусства.   Автор более 30 документальных картин и 2 художественных полнометражных фильмов. Победитель множества российских и зарубежных кинофестивалей.