«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Прагмема в БДТ: Эпоха просвещения. Осень 2016

ВОСКРЕСНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА

«Эпоха Просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г.А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых, практиков искусства и петербургской публики.

В фокусе внимания — настоящее и прошлое искусства и культуры. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

Куратор проекта — д.ф.н., проф. Светлана Адоньева
Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к.и. Евгения Хаздан
Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к.ф.н. Инна Веселова

Проект реализован при поддержке фонда ALMA MATER

 

Начало лекций в 15:00.

Адрес: СПб, Наб. р. Фонтанки, 65, фойе театра.

Билеты в кассе театра. Заказ билетов: www.bdt.spb.ru. Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по театральным билетам открывается за 10 минут до начала лекции. Количество мест ограничено.

02 октября 2016, начало в 15:00

«В истории русского музыкального театра после “Пиковой дамы” не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как “Леди Макбет”», — писал Соллертинский. Вскоре после столичных премьер 1934 года опера Дмитрия Шостаковича начала победное шествие по миру. Однако после посещения Сталиным спектакля она подверглась гражданской казни: ровно 60 лет (с 1936 по 1996) «Леди Макбет Мценского уезда» не пускали на порог оперных театров России. Правда, более половины этого срока на отечественной сцене ее замещала «Катерина Измайлова» — под этим названием опера во второй авторской редакции обошла десятки оперных сцен СССР и всего мира.

Подробнее…

09 октября 2016, начало в 15:00

Ученые рассматривают одежду как знаковую систему (язык). На языке одежды люди разговаривают друг с другом, и, в отличие от других языков, на этом языке не смолчать. Но о чем ведется разговор? Стремление одеваться «к лицу» обнаруживает повестку таких разговоров – это высказывание о том, каково мое «лицо»: кем я хочу, или обязан быть. Изменение языка костюма прямо связано с изменением действующих лиц в социальной драме жизни. Мы обсудим, какие роли предлагает современность.

Подробнее…

16 октября 2016, начало в 15:00

Острота и сила сервантесовской мысли ставят его теорию драмы в ряд лучших ренессансных поэтик, а своеобразие его высказывания в том, что оно сделано на языке «противника»: в форме цикла пьес.

Подробнее…

30 октября 2016, начало в 15:00

«Подтекст – а когда, собственно, это слово пришло в язык? У Ушакова его еще нет», – удивлялся Михаил Леонидович Гаспаров. Ответ на этот вопрос, а также на вопросы о том, чем слово/понятие отличается от подводного течения, подтекст литературный – от подтекста театрального, и хорошо ли то, что современный режиссер может поставить телефонную книгу, — в лекции Игоря Сухих.

Подробнее…

13 ноября 2016, начало в 15:00

Что можно изменить, чтобы уроки родного слова превратились из скучной необходимости лицемерно изъясняться на давно не существующем наречии в социальный лифт, везущий вверх? Вероятно, корень зла лежит в содержании самих учебных предметов и способе их подачи. К ним мы и обратимся.

Подробнее…

27 ноября 2016, начало в 15:00

Один из «общих миров», описанных французскими социологами Болтански и Тенево, называется миром мнения. Это мир, в котором главную роль играет внешняя оценка и мнения других людей. Именно они определяют, насколько значим человек. Мы привыкли выносить оценку своим поступкам и свершениям, исходя из инкорпорированной в сознание системы ценностей и правил. За соблюдением правил и соответствием норме следят институции и персоны, их олицетворяющие. Речь пойдет о том, как система массового школьного образования лишает учителей, родителей и детей смелости высказать собственное мнение, риска поступка и мечты. И о том, как персонаж сказки Эдуарда Успенского стал символом послушания в нашей культуре. Комплекс Чебурашки – это послушание без риска, движение без азарта, поведение без поступка.

Подробнее…

11 декабря 2016, начало в 15:00

Принято считать, что ревность — непременная участница любви: не ревнует, — значит, не любит. Однако из-за нее — размолвки, драмы и трагедии. Но роль ревности намного шире. Она сестра зависти, только намного злее и мстительнее. Об этом повествуют произведения Тинторетто, Энгра, Гогена, Штука, Мунка, Эндис, Касаткина, Климоненко и других художников.

Подробнее…

25 декабря 2016, начало в 15:00

После быстро ставшего популярным романа Эжена Сю «Парижские тайны» (1843) Европу накрыла война литературных «тайн»: «Брюссельские», «Лондонские», «Мадридские»… В этом ряду стоит и роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» (1867). Но в случае с русским автором к моде дело не свелось: Крестовскому удалось органично соединить традиции бытовой очерковой литературы с криминально-авантюрным сюжетом. Читателей заинтересовал и поразил экзотический Петербург, в котором переход из светской гостиной в воровской притон или ночлежку Сенной площади не так сложен, как могло казаться.

Подробнее…

Лекторы

Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах , аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам . Автор-составитель сборников «Гаврилинские чтения» (СПб., 2011; Вологда, 2015). Автор и редактор сборников «Жизнь религии в музыке», вып. 1 – 5 (СПб., 2004 – 2012). Автор и соредактор сборника статей и интервью «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга» (Часть 1. СПб., 2012; Часть 2, СПб., 2015). Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, М-СПб., 2002. Автор большого числа статей в Encyclopaedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of Music and Musicians.

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Четыре лекции из истории западноевропейской литературы построены не столько по историческому, сколько по нормативному принципу: они освещают феномены четырёх великих литературных личностей — Данте, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Каждый из них представляет собой ярчайшее проявление национального литературного процесса в своей стране и одновременно культурный канон всеевропейского Нового времени.

Игорь Сухих — критик, литературовед, доктор филологических наук, профессор СПбГУ. Автор книг «Сергей Довлатов: время, место, судьба», «Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа» (2010), «Проза советского века: Три судьбы. Бабель. Булгаков. Зощенко» (2012), «Русский канон. Книги ХХ века» (2013), а также школьных учебников по литературе для 9–11 классов. Лауреат премии журнала «Звезда» (1998) и Гоголевской премии (2005).

Мария Воейкова — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия» (Новосибирск, 2013); «Становление имени» (М., 2015).

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).

Михаил Отрадин — профессор, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных русской литературе XIX века; среди них: «Проза И.А.Гончарова в литературном контексте» (СПб., 1994), "На пороге как бы двойного бытия..." (СПб., 2012). Читает курсы «История русской литературы второй половины 19 века», «"Литературное путешествие" в русской литературе 19 века», «Люди 1840-х годов в жизни в литературе». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.