Прагмема в Hotel Indigo. Цикл "ИСТОРИЯ ТУРЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ РУНИЧЕСКИХ КНИГ ДО «ЧЕРНОЙ КНИГИ» ПАМУКА" (Алексей Образцов)

Прагмема в Hotel Indigo. Цикл "ИСТОРИЯ ТУРЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ РУНИЧЕСКИХ КНИГ ДО «ЧЕРНОЙ КНИГИ» Памука"

Клуб идей и знаний Anima Libra в Hotel Indigo!

Алексей Образцов

История турецкой литературы: от рунических книг до «Черной книги» Памука

Турецкая культура и литература явления почти уникальные в мировой истории. Такое частое изменение эстетических доминант, быстрая их адаптация, освоение и выход на уровень высших образцов, беспримерны. В чем-то это похоже на путь русской литературы. Именно поэтому для нас интересен путь от переводов-адаптаций до Нобелевской премии по литературе. 

Лекции проходят  каждую пятницу в 19 часов 00 минут по адресу Чайковского, дом 17.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1.

Пятница, 6 октября 2017 года, 19-00 ч.

ОТ ТЕНГРИ К ИСЛАМУ

 

История турецкой литературы начинается задолго до распространения ислама, в те времена, когда ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри – верховного божества неба. В начале знакомства с древней тюркской литературой придется разобраться с разнообразием письменностей, ведь древнетюркский период – это время создания памятников рунического письма VI – IX вв, в том числе «Гадательной книги» (ÏrqBitig) и памятников согдийского, манихейского, уйгурского писем VIII – XIV вв.. В это время турецкая литература открыта миру: переводятся самые важные произведения манихейского и буддийского содержания с санскрита и китайского языков, отрывки христианских сочинений, которые датируются временем до монгольского завоевания. Первыми авторскими произведениями считаются надписи в честь Бильге-кагана (Могилян-хана) и Кюль-тегина, созданные в VIII в. младшим родственником царствующего дома АшинаЙолуг-тегином (Йоллыг-тегин).

 

ЛЕКЦИЯ 2

ПЕРО И МЕЧ ИСЛАМА

Пятница, 20 октября 2017 года, 19-00 ч. 

 

Неофиты в мире ислама, тюрки взяли ответственность за новый миропорядок.  Период средневековой турецкой литературы датируется XI – XVIII вв. К ранним литературным памятникам этого периода относятся произведения, созданные в тюрко-исламском государстве Караханидов 942 – 1212 гг.. Считается, что с дидактической поэмы «Кутадгубилиг» («Благодатное знание») Юсуфа ХассХаджибаБаласагуни начинается не только история классической тюркоязычной поэзии, но и доминирование тюрков в исламском мире.

В это время в Малой Азии – перекрестке цивилизаций – распространены два типа тюркоязычной словесности: «диванная»,высших сословий,и «народная», фольклорная.Первые произведения, созданные в Малой Азии, относились к суфизму – исламскому мистицизму.Начиная с периода ученичества – поэзии и прозыдоклассического периодаXIV - XV века,мы дойдем до высокой классики XVI в, достигшей расцвета вжанраххудожественной,этико-дидактическойи исторической литературы, и прежде всего чуда средневековой тюркской поэзии – антологии «тезкере».

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ …

Пятница, 3 ноября 2017 года, 19-00 ч. 

В тюркской литературе Нового и Новейшего времени Европа становится безусловным культурным эталоном. В Османской империи проходят масштабные реформы в общественно-политической сфере, что не может обойтись безкультурныхизменений прежде всего в системе образования и медиа. С появлением новой интеллигенции происходит очередное изменение эстетических доминант и установок. Период Новой турецкой литературыначался с нового ученичества –вновь стремительного. Сентиментализм,романтизм,натурализми, наконец, символизм были освоены менее, чем за век.

В 1922 году происходит упразднение халифата и султаната, в 1923 г.провозглашается Турецкая Республика и шесть принципов государственной идеологии «кемализма»: республиканский строй, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность. Отмена норм мусульманского права, в т.ч. многоженства, курс на секуляризацию общества иреформа алфавита – обновление обществане остановить, и поэтика модернизма как нельзя более отвечает его запросам.

 

ЛЕКЦИЯ 4

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЗЕРКАЛА: ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ

Пятница, 17 ноября 2017 года, 19-00 ч. 

В первой половине ХХ века лозунг «догнать и перегнать» приводит турецкое общество к увлечению европейским модернизмом, особенно егоантибуржуазными и антиимпериалистическими тенденциями. В среде творческой интеллигенции сосуществуют различные идеологическиесистемы, что приводит к интеллектуальному расслоению турецкого общества. Модернизм способствует проникновению экзистенциальных течений в турецкую литературу. Так на турецкой почве возникает модернистский роман.

Частая смена эстетических доминант, быстрая их адаптация, освоение и выход на уровень высших образцов, наблюдаемые на протяжении всей истории турецкой литературы, беспримерны. Путь от средневековых переводов-адаптаций через череду модернизаций приводит турецкую литературук Нобелевской премии по литературе Орхана Памука в 2006 г.

 

О ЛЕКТОРЕ

  Алексей Образцов — востоковед, тюрколог, литературовед, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ и ВШЭ в СПб. Область занятий — средневековая турецкая (османская) литература, нормативная поэтика османской поэзии, культура и быт османских турок, становление и развитие жанровой системы новой турецкой литературы.

 

 Лекции Алексей Образцова в рамках проекта "Прагмема"