Новое знание – из первых рук. Прагмема в БДТ: Эпоха просвещения ( Весна 2018)

НОВОЕ ЗНАНИЕ – ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Лекционный проект «БДТ: эпоха просвещения» — зона контакта ученых, практиков искусства и петербургской публики. Искусство - живая, активно развивающаяся область знания, достижения и открытия которой составляют общую ценность. Рассказам об искусстве посвящена программа, лекторами которой являются люди, своей исследовательской деятельностью и художественной практикой создающие новое знание о культуре и искусстве.

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч, посвященных народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к. ф. н. Инна Веселова.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

При поддержке фонда ALMA MATER

 

Начало лекций в 15:00.

Адрес: СПб, Наб. р. Фонтанки, 65, фойе театра.

Билеты в кассе театра. Заказ билетов: www.bdt.spb.ru.

Видеозаписи лекций прошедших сезонов можно смотреть здесь: Воскресная программа интеллектуального досуга

 

21 января 2018

Инна Веселова. Между святками: «девья красота», время силы и час свободы

После зимних святок с девичьими гаданиями и молодежными игрищами наступало время посиделок. Вечерами девушки осваивали песенный репертуар, чтобы к летним «зеленым святкам» собираться в лесу, с песнями «хоронить стрелу» или «кукушку». Летние обряды наделяли девушек осознанием силы, похожим на то, как торжествуют вилисы в балете «Жизель». Зачем «обмениваться» силой с березами, что делать с девичьим «могуществом» и почему в свадебном причитании спорят «девья красота» с «бабьей волокитою»?

4 февраля 2018 

Валентин Головин. Дед Мазай, зайцы и другие хрестоматийные сюжеты русской культуры

«Хрестоматийные тексты» возникли в России в 1875 году. Тогда в них прочитывались глубокие смыслы и нетривиальные стратегии. Такие тексты были популярны — например, в течение полувека дети заучивали и пели «Николашину похвалу зимним утехам» Александра Шишкова. Проходят годы и любой «хрестоматийный текст» настолько мифологизируется, что перестает быть понятным читателю или зрителю — будь то стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Некрасова и «Детство» Ивана Сурикова, или картины «Охотники на привале» Василия Перова и «Неравный брак» Василия Пукирева.

18 февраля 2018 

Марина Михайлова. Иосиф Бродский. Прощение. Благодарность. Свобода

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут ему справедливость, возмездие или сопротивление силой. В поэзии Иосифа Бродского можно найти весомые эстетические и этические (именно ему принадлежат слова: «Эстетика – мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни. 

4 марта  2018 

Евгений Стрелков. «Волга-матушка и медиа-арт».

«Все завязано и перевязано на Волге», – писал ее исследователь и певец Василий Розанов. Архивные фотоснимки и гидрологические таблицы, резные доски с фасадов домов и рекламные клейма из старых газет – все это может стать темой для медиа-арта. Художник Евгений Стрелков превращает в звук фотопортреты ярмарочных шансонеток и контуры водохранилищ, заставляет плясать русалок-берегинь с городецких досок, просвечивает вспышкой термоядерного взрыва доски иконостаса Успенского собора Серафимо-Саровского монастыря, который когда-то был секретной ядерной лабораторией. 

18 марта 2018 

Ануш Варданян. Любовь в эпоху Большого стиля: «Бумажные ласки»

«Бумажные ласки» — роман о придуманной любви, разыгранной в пылких письмах двух реальных людей: режиссера Исаака Менакера и его жены Анны Гринберг. Они жили и умерли в Ленинграде, оставив после себя два чемодана писем с признаниями, откровениями, упреками, ревностью, страстью и странным ощущением свободы. В их письмах становится различимо движение от модернистских 1920-х к эпохе Большого Стиля. Время действия: с 1922 по 1936 годы. Место действия: Ленинград, Москва, Киев, Одесса, Астрахань, Батум, Москва, Казантип, Кисловодск, Балаклава, Симферополь, степи, моря, коммуны, музеи, корабли и киностудии, — страна, какой она была или какой казалась. Чем величественнее признаки Стиля, тем упрямее цепляются люди за свои «мещанские» слабости, пытаются выжить.

 01 апреля 2018 

Ирина Васильева. «Тургеневские девушки» и «новые люди» в русской жизни и литературе.

«Тургеневские девушки» и «новые люди» — это узнаваемые литературные типы, визитная карточка второй половины XIX столетия. Какие концепции их породили и как эти литературные типы повлияли на жизни реальных людей? Как складывалась судьба «тургеневских девушек» в литературе и в культуре XX века? Можно ли встретить их в наши дни и что мы вкладываем в это понятие? 

 15 апреля 2018 

Иосиф Райскин. Леонид Десятников «Русские сезоны». 

Современные композиторы – каждый на свой лад – стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Композитор Леонид Десятников – горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов» для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.

29 апреля 2018 

Борис Юхананов. Новая процессуальность

Новая процессуальность — это художественная стратегия, согласно которой театр должен стать местом сборки всех форм искусства, связанных с протяженностью во времени. 

 

 

Лекторы

 

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

     
 

Валентин Головин – доктор филологический наук, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, руководитель Центра исследований детской литературы, автор книг и статей, посвященных фольклору, детской литературе, русской культуре нового и новейшего времени.

     
  Ануш Варданян  – российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам  «Обратное движение»  (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013),  «72 часа» (2015). Из литературных  книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".
     
  Иосиф Райскин − музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах , аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам . Автор-составитель сборников «Гаврилинские чтения» (СПб., 2011; Вологда, 2015). Автор и редактор сборников «Жизнь религии в музыке», вып. 1 – 5 (СПб., 2004 – 2012). Автор и соредактор сборника статей и интервью «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга» (Часть 1. СПб., 2012; Часть 2, СПб., 2015). Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, М-СПб., 2002. Автор большого числа статей в Encyclopaedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of  Music and Musicians.
     
 

Марина Михайлова — филолог, переводчик, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии, автор и ведущая на радио «Град Петров». Соавтор книги «Прощение: как помириться с собой и другими» (2017).

     
  Евгений Стрелков — художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, арт-куратор, поэт. Заведующий отделом виртуальных программ Музея науки «Нижегородская радиолаборатория». Участник Пражской триеннале графики (1998), выставок в Англии, Венгрии, России. Автор ландшафтных художественных проектов и пространственных инсталляций в Германии, Франции, России. Автор мультимедиа работ, посвященных Волге. Режиссер шести анимационных фильмов.
     
 

Ирина Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы Санки-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX-начала XX веков, теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ об Антоне Чехове, Всеволоде Гаршине, Льве Толстом, Иване Бунине.

   
 

Борис Юхананов — российский режиссёр, теоретик театра, видео, кино и телевидения, писатель, педагог. С 2013 года — художественный руководитель Электротеатра Станиславский. Основатель движения новой процессуальности, философско-эстетической теории и методологии в области искусства.