Прагмема в Hotel Indigo. Цикл «Искусство фольклора: сказано-сделано» (Инна Веселова)

Прагмема в Клубе идей и знаний Anima Libera (Hotel Indigo)

Инна Сергеевна Веселова

Искусство фольклора: сказано-сделано

Идеологи то отрицают фольклор вместе с замшелыми устоями, то ищут в нем оснований для очередных «традиционных» истин. Ни то, ни другое не имеет отношения к реальному фольклору: в его жанрах и ритуалах  скрыты формулы человеческих отношений и поступков, слова, называющие вещи своими именами, и сценарии повседневности, полные правил и способов их нарушить. Меж тем широкой публике  известно до обидного мало -  лишь три хрестоматийных богатыря и Иван-царевич с Василисой Прекрасной, судьба которых  заканчивается свадебным пиром. Знакомый с народным искусством по школьной программе, оперным представлениям, советскому кинематографу и современным мультфильмам горожанин вряд ли добровольно решится углубиться в  его реальные сюжеты и ритуалы. Слишком много в них неведомого: слов, реалий, технологий и непонятных отношений. В лекциях я попробую объяснить, чем завораживают «бродячие» сюжеты, сказочные персонажи, песенные формулы и орнаменты старых вышивок, и показать, что они обращены к опыту и чувствам каждого из нас: за завесой экзотизма скрываются размышления об индивидуальной судьбе и социальной лояльности, о личном выборе, о риске, ответственности и красоте.

Лекции проходят в лектории Прямая речь Клуба идей и знаний Anima Libera (Hotel Indigo Санкт-Петербург-Чайковского) по адресу: Санкт-Петербург, Чайковского ул., 17.

Билеты на bigbilet.ru и на ресепшн отеля.

 

Лекция 1

Четверг, 11 мая 2017 г., 19-00

Сказки с хорошим и плохим концом: об индивидуальной судьбе и социальной лояльности

  Мы начнем с того, что такое сказки, какими они бывают и какое отношение имеют к возрастным статусам, обрядам и тактикам «сильных» и «слабых».  Мы разберемся, каким образом простенькие сказочки про репку и комок из теста учат базовым иерархиям и последовательностям и почему они же чаще других имеют «плохой» конец, почему без знания сказочных трюков, в роде тех, которыми мужик объегоривал медведя, не выжить, и почему взросление состоит в сознательном отказе от обмана и других «тактик слабых» и в готовности к прямым действиям. Многие из нас помнят историю про сожжённую лягушачью шкурку. А также и то, какими хлопотами оборачивается попытка нетерпеливо и тайком устроить свое счастье. Но волшебные сказки не только про такие  хлопоты. Старые сюжеты повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе, а это уже история про героический путь.

 

Лекция 2

Четверг, 18 мая 2017 г., 19-00

Былинные герои: богатыри и сказители. Неизвестные сюжеты

 

Публика знакома с русским героическим эпосом по школьным учебникам, картинам в музеях, операм, фильмам-сказкам и мультфильмам. Ей известны лишь несколько хрестоматийных имен богатырей из нескольких десятков. Разнообразие богатырских подвигов и «биографий» ради патриотической ясности сведено к ратным подвигам. По логике школьной программы, Садко должен быть прадедушкой подводного флота. Кто слышал истории про Чурилу Пленковича, Хотена Блудовича, про сестру Петровичей-Сбродовичей или волшебницу Маринку? Былины и духовные стихи (и то и другое называлось «стáринами» - рассказами из старины) исполняли мужчины и женщины на промыслах или дома для семьи. Но это были длинные ритмизованные повествования. От их звучания не так просто избавится, а развитие сюжета  совершенно непредсказуемо. Чем закончится бой с молодым нахалом, который окажется внебрачным сыном героя? Или чем обернется то, что на пиру «глупый хвастает молодой женой, а умный хвастает старой матерью»? В лекции будет рассказано о былинах, которые пели севернорусские сказители и сказительницы, чьи голоса сохранились в фонозаписях и чьи биографии ничуть не скучнее героических.

 

Лекция 3

Четверг, 25 мая 2017 г., 19-00

Метафоры в песнях и узорах: искусство намеков

  Русские лирические песни – богатство, скрытое за семью печатями. Фольклористы знают, почему мы «не поем народных песен до конца». Мало того, и начало нам не очень понятно. Еще в детском саду мы слышим песню про то, как под «ой-люли» зачем-то «ломают белую березу». Мы не знаем ни одной фольклорной песни, которую могли бы спеть. А в многотомных собраниях «великорусских песен» лидеры застолий полувековой давности - «Шумел камыш», «На Муромской дороге» или «Хазбулат удалой» - занимают совсем скромное место. О чем же пели, собираясь вместе, большие семьи на праздниках, свадьбах и  гостьбах? Если разобрать слова песен,  каждое из них окажется своеобразным «узелком на память» о собственных переживаниях, речной жемчужиной смысла в сложном узоре общих смыслов. Узоры вышивок, пластика движений и гетерофонное пение сочетают очень личные состояния и общий орнамент танца, вещи и семейного хора: так,  отдельными стежками, шагами и голосами намекают о личном и договариваются о совместном.

 

Лекция 4

Четверг, 1 июня 2017 г., 19-00

Мужские промыслы и женские рукоделия: диалог красивых вещей

 

Когда посетителю больших музеев случается забрести в отделы народного искусства, то среди нагромождения прялок и сундуков, резных наличников и вышивок вдруг возникает мысль: как и зачем эти километры красоты придумали и сделали якобы безграмотные и забитые крестьяне. Как так получалось, что в каждой деревне и на каждом дворе находились удивительные вышивальщицы, вязальщицы, резчики по дереву, гончары ? Откуда в деревенском тяжелом быту возникала потребность в творении красоты?

Так, на реке Мезени в одной из небольших деревень мужчины расписывали прялки совершенно особой росписью, которая получила название палащельской. Прялки эти раскупались на ярмарках в невероятном количестве. На них изображались птички-«курицы», кони-лоси, охотники и моряки. Почти все визуальные метафоры легко считывались женщинами, которые пряли на этих прялках. Так мужчины посылали женщинам сообщение на языке своей красоты, а те в свою очередь ткали и вязали вещи, которые другими узорами рассказывали о других гештальтах.

 

О лекторе

  Инна Веселова — филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета; сотрудник АНО «Пропповский центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры»; руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север; автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор» (2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Прагмема».